Лэпбук экологической направленности «Берегите лес!»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лэпбук экологической направленности «Берегите лес!»
Автор: Лиховид Елена Николаевна

Методическая разработка воспитателя Лиховид Елены НиколаевныТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малышвходит в наш мир, получает широкие возможности общения с другимилюдьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речьформируется, развивается и совершенствуется на протяжении всегодошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем –со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения,эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно неможет овладеть речевой нормой.Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток наформирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы .У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятсяхуже, развитие психических процессов замедляется, увеличиваетсяколичество детей с ЗРР.Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольногообразования, можно сформулировать следующим образом : речеваяактивность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивностиречевых средств, бедность диалогической и монологической речи. Цели :- развитие ассоциативного мышления ;- зрительной и слуховой памяти , зрительного и слухового внимания;- воспитания интереса и внимания к родному языку.Задачи :2-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же спомощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать помнемотаблицам и коллажам;- развивать у детей психические процессы : память, внимание,воображение;-развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,умение выделять существенные признаки;-развивать мелкую моторику рук .Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателейвладения языком. Создание связного развёрнутого высказыванияпредставляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенностиговорящего ребёнка, хорошей предварительной подготовки, значительныхволевых усилий, логических и речевых умений.Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическимстроем родного языка тормозит процесс развития связной речи.Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью,последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельноевысказывание по памяти, все виды творческого рассказывания,заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционныхметодов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новыепути решения формирования связной речи, найти инновационныеметодики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.Одной из таких методик является — мнемотехника .В.А. Козаренко даёт такое определение : « Мнемотехника — это системавнутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозгинформацию, преобразованную в комбинации зрительных образов».Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые,например: В.К. Воробьёва предложила систему обучения связной речи, в 3основе которой приём моделирования, который используется как дляформирования навыка составления описательных рассказов, так иповествовательных с помощью картинно – графического и сенсорно –графического плана . Т.А. Ткаченко разработала систему формированиясвязной речи с использованием наглядности и моделирования планавысказывания. Т.В. Большова – коллажи.Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление,воображение, значительно повышает способность концентрироваться наодном деле .Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга ипозволяет полностью контролировать процесс запоминания ,сохранения и припоминания информации .Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возрастаопределенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятсяразличные приемы , которые помогают развивать память .Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимаяинформация и основываются на педагогическом принципе от простогок сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предметили явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создаютсобственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для малышейработу нужно начинать с простейших моделей, последовательно переходяк мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Т.В. Большоваподчёркивает, что размер мнемотаблицы может быть различным- взависимости от возраста детей, от уровня их развития. Данные схемыслужат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательностьрассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. 4Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений .Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средствомобогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детямулавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачиформирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствамизвуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса,интонация), способствует выработке четкой дикции.Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений .Они способствуют развитию наглядно -образногомышления,образованию искусственных ассоциаций . Почти любое стихотворениеможно зарисовать . Выделяя главные смысловые звенья содержаниястихотворения, графически или частично графическим изображаемперсонажей, явления, действия используя картинки или символы.Опора на визуальный образ помогает при воспроизведении текста ипревращает заучивание стихотворения в увлекательную игру .Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращаетвремя запоминания .Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранномустихотворению не требует много времени.Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так,чтобы нарисованное было понятно детям .При заучивании стихотворения педагог ставит перед собой сразунесколько задач:1. вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;2. помочь понять содержание; 53. научить выразительно его читать ;4 . обеспечить запоминание.Работа делится на несколько частей :- подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)- выразительное чтение педагогом стихотворения.- беседа по содержанию и кодирование информации, т.е.преобразование в символы. - перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказываниестихотворения 2-3 раза) - самостоятельное чтение стихотворения.В среднем возрасте дети заучивают стихотворения по готовыммнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остаетсядоступной детям .В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется болеесимволичное изображение . Полезно составлять схемы прямо во времязанятий совместно с детьми. При составлении мнемотаблиц можноиспользовать буквы ( например, явления, времена года ), цифры.Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, детипреодолевают различные затруднения : неуверенность, учатся свободнодержаться перед аудиторией.Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и слуховоговнимания у дошкольников при обучении монологической идиалогической речи.6Для развития памяти и внимания у детей необходимы речевые игры,обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогаютдетям научиться классифицировать предметы, развивается зрительноевосприятие, образное и логическое мышление, наблюдательность,интерес к окружающему миру, навыки самопроверки .Перспективным направлением развития зрительной и слуховой памяти удетей старшего дошкольного возраста является использование наглядногомоделирования.В современной научно-педагогической литературе моделированиерассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.Венгер, О. М. Дьяченко ). На использовании наглядных моделейоснованы многие методы дошкольного обучения, разработанные Д. Б.Элькониным, Л. Е. Журовой. По мнению психологов, педагогов илогопедов, использование предметно-схематических моделей облегчаетпроцесс освоения связной монологической речи. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогуцеленаправленно развивать монологическую речь, обогащать активныйсловарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать исовершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкциипредложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ. Использование наглядных моделей помогает ребенку зрительнопредставить абстрактные понятия (звук, слово, предложение ),научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей рольювнешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. 7Прием наглядного моделирования может быть использован в работе надвсеми видами связного монологического высказывания.Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанноготекста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемойсоставить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.Работа по развитию навыка пересказа предполагает формированиеследующих умений:1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи иосновные атрибуты художественного произведения заместителями;2. формирование умения передавать события при помощи заместителей ;3. передача последовательности эпизодов в соответствие срасположением заместителей. В младших группах начинать надо с рассказывания знакомых короткихсказок, типа “Репка”, “Колобок”. Для того чтобы научить ребенкапоследовательно излагать сюжет сказки используются наглядные моделисказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которыесопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитательрассказывает детям сказку, а дети постепенно выставляют символызаместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться,чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагментусказки, который звучит в данный момент. Постепенно дети от простогоманипулирования элементами модели переходят к составлениюпространственной динамичной модели, которая непосредственно служитпланом пересказа.Положительный эффект даёт использование такого приёма , как 8оживление. Детям предлагается картина с ограниченным количествомпейзажных объектов (дом, огород, помидор ) и мелкиеизображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли быоказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, акрасочность и динамичность их рассказов достигается включениемописаний и действий живых предметов .Например, просто описание огорода будет выглядеть примерно так :На огороде росли овощи : огурцы, помидоры, кабачки. Прошеллетний дождик . Из овощей можно приготовить салат к обеду .А вот рассказ с введением живых персонажей:Хозяйка вышла из дома и отправилась на огород. На грядках послелетнего тёплого дождика, красовались созревшие овощи: пузатыекабачки, сочные и упругие помидоры, зелёные огурчики. Хозяйканарвала хрустящих огурчиков, самых спелых помидор и приготовиладля всей семьи к обеду , аппетитный и душистый салат .Целесообразно применение наглядного моделирования для составлениясравнительного рассказа – описания.Для формирования у детей желания и навыков самостоятельногорассказывания , расширения круга знаний об окружающем мире ,активизации словарного запаса используются специальные игры иупражнения для развития памяти у детей. Целесообразно их включениев содержание НОД, в индивидуальной работе .Игры и упражнения на развитие памяти.91. Упражнение на развитие объема кратковременной памяти: «Каскадслов»Подготовьте список слов (8-10), которые хорошо знакомы ребенку.Например:1. солнце2. девочка, лес3. коза, луг, пчела4.озеро, рыбак, удочка, рыба (не более 10 слов в ряду )Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова,ребенок повторяет слова в том порядке, какой задаете вы. Токоличество слов, которое ребенок может повторить за вами и естьобъем его слуховой кратковременной памяти .Если ребенокзатрудняется повторить слова , которые вы ему назвали , дайте емубумагу и карандаши . Предложите к каждому слову сделать рисунок ,который помог бы ему потом вспомнить эти слова.2. Упражнение на развитие объёма кратковременной памяти« Повтори за мной фразу » .Например, называете пять фраз:1. сосульки плачут2. девочка рисует3. дедушка читает104. солнце светит5. мама стирает К каждой фразе ребенок делает рисунок, если он спрашивает : «Ачто рисовать?» объясните , что он может сам выбирать , что именноизобразить . После того , как к каждой фразе сделан рисунок ,предложите ребенку точно воспроизвести все пять фраз.Упражнение на развитие зрительной памяти.Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затемнарисовать то, что он запомнил.Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик,квадрат…) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить. Приемы, помогающие запоминанию : -если ребенок затрудняется запоминать ряд слов или фраз предложитеему к каждому слову или фразе сделать рисунок, который поможет емувспомнить эти слова ;-при запоминании слов, можно использовать смысловую систему.Называются 8 слов : осень , холод, темно , лес , капли , ночь , ель , заяцТеперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловуюсистему, которая запоминается легче :« Осенью темно и холодно в лесу , заяц спрятался под ель и каплидождя его не пугали » . 11Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призванозаменить самый известный и широко популярный метод в развитии иукреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть. Однакопомочь сделать процесс запоминания более простым и интересныммнемотехника справляется замечательно.Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удаетсядостичь улучшения следующих показателей :1. у детей интенсивнее идёт развитие слуховой и зрительной памяти,слухового и зрительного внимания;2.увеличивается круг знаний об окружающем мире;3. словарный запас выходит на более высокий уровень.Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию илипересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходитподготовка их к школе, так как связная речь является важным показателемумственных способностей ребенка и готовности его к школьномуобучению.Воспитание интереса и любви к родному языку у детей с помощьюмнемотехники.Практика использования мнемотехники показывает, что она помогаетдетям овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками,сформировать представления об основных принципах построениясвязного сообщения: последовательное изложения произошедшихсобытий, отражение причинно-следственных связей, определениеосновной мысли для составления рассказа и рассказывать их 12выразительно. На начальном этапе работы даются готовые схемы, затем- коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии иотбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает какравноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить ивыбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостноепроизведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческуюсамостоятельность и мнемотаблицы придумываем сообща. Постепеннопроисходит переход от творчества воспитателя к совместному творчествуребёнка с взрослым . Придумывание таблиц захватывает детей, вызываетживой интерес , они составляют сказки на разные темы, используялексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют своисилы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость,жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка,его понимание окружающей жизни.Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно,грамматически правильно, связно и последовательно излагать своимысли. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей,увеличивают объём памяти путём образования дополнительныхассоциаций . Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речипозволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатыватьзрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводитьв соответствии с поставленными учебными задачами.Потенциал мнемотехники дает возможность педагогу определитькритерии отбора материала для запоминания с точки зрения объема,эмоциональной значимости, содержания; использование различных форм 13работы: индивидуальной, фронтальной. Технология мнемотехникипозволяет учитывать индивидуальные особенности детей :-особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое);- подвижность психических процессов . Особо хочется подчеркнуть, что мнемотехника является одной изздоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает нетолько особенности детей, но и опирается на определенные механизмы ипроцессы памяти, создавая условия для прочного и осмысленногозапоминания .Информационные источники1. Н.А .Олейник Технология «Формирование связи слова и образа призапоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общимнедоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г. 2.М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»,Москва, 1997 г.3. Т.Г. Давыдова , В.М. Ввозная « Использование опорных схемв работе с детьми» Справочник старшего воспитателя дошкольногоучреждения № 1, 2008 год .4. Л.В. Омельченко « Использование приемов мнемотехникив развитии связной речи» . Логопед 2008, №4 с. 102–115.5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru 146. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»