«Создание условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 7»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 7»
Автор: Гейм Наталья Сергеевна, Горбова Екатерина Ивановна
Исилькуль 2024 г.Пояснительная запискаАктуальностьПреобразования, происходящие в обществе, экономике, производстве ставят перед образованием, в том числе дошкольным, новые задачи. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.Основной проблемой является то, что недостаточная оснащенность образовательного пространства в ДОУ для развития предпосылок инженерного образования у воспитанников отражается на их социализации, и не соответствуют запросам современного общества.В настоящее время в Омской области ведется разработка региональной Концепции развития инженерного образования по маршруту «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие», содержание которой предполагает активное вовлечение в раннюю профориентацию образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, их взаимодействие с работодателями регионального рынка труда с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса и предпосылок к инженерному мышлению, склонностей к техническому творчеству.В контексте «инженерии будущего» дошкольное образование – это конструирование, моделирование, элементы роботехники, элементы программирования, как раз то, что интересно детям. Детский сад может и должен стать первой ступенью при освоении детьми навыков «инженерии будущего», что позволит в дальнейшем увеличить число молодых людей, выбирающих для себя инженерные профессии.Цель - создание образовательного пространства для развития инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.Задачи:создать образовательную среду, направленную на формирование и развитие у детей дошкольного возраста первых инженерно-технических представлений;установить сетевое взаимодействие с МБОУ «Исилькульский лицей», обеспечивающее последовательную непрерывную и целенаправленную подготовку инженерных кадров, а также включение в образовательный процесс современных образовательных технологий;обеспечить овладение педагогами профессиональными компетенциями по развитию инженерного мышления детей дошкольного возраста в области конструирования и робототехники;создать банк учебно-методической литературы, дидактических и развивающих пособий, обеспечивающих формирование и развитие у учащихся дошкольного возраста первых инженерно-технических представлений;создать условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей.Инновационность (новизна) проектаПредложенный проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.Новизна также заключается в установлении сетевого взаимодействия ДОУ с МБОУ «Исилькульский лицей» путем посещения старшими дошкольниками занятий по робототехнике в «Точке роста».Ресурсное обеспечение проекта кадровое: административные и педагогические работники ДОУ;нормативно-правовое: локальные акты и положения, регламентирующие сетевое взаимодействие участников проекта;материально-техническое: учебно-методические пособия, дидактический материал, конструкторы нового поколения.Критерии оценки результативности и эффективности проекта: наличие в ДОУ материально-технических, методических, дидактических условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников; повышение уровня квалификации педагогического коллектива;положительная динамика участия родителей в организуемых садом совместных мероприятиях;наличие активного сетевого взаимодействия ДОУ с МБОУ «Исилькульский лицей»;положительная динамика формирования ключевых для проекта навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста по результатам проводимых диагностик;благоприятный климат в педагогическом коллективеОсновные риски реализации проекта и пути их минимизацииСрок реализации проекта – июль 2023 г. – июнь 2024 г.Состав участников проектаРуководитель проекта – Хмара Светлана Геннадьевна, заведующий ДОУКоординаторы проекта: Гейм Наталья Сергеевна, старший воспитатель, первая квалификационная категорияГорбова Екатерина Ивановна, учитель-логопед, первая квалификационная категорияИсполнители проекта – педагогический коллектив ДОУ:Авдеева Любовь Павловна, воспитатель логопедической группы, первая квалификационная категорияАфиногенова Марина Леонидовна, воспитательБершауэр Ольга Андреевна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категорияВеретенникова Светлана Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категорияВолкова Светлана Анатольевна, воспитатель, первая квалификационная категорияГелинич Алена Петровна, воспитатель, первая квалификационная категорияКраснолобова Елена Николаевна, воспитатель логопедической группы, высшая квалификационная категорияПоправко Виктория Витальевна, воспитатель, первая квалификационная категорияРевякина Татьяна Николаевна, воспитатель логопедической группы, высшая квалификационная категорияХудякова Анастасия Сергеевна, учитель-логопед, первая квалификационная категорияХарактеристика педагогического коллективаПедагогический коллектив – 12 человек. Уровень квалификации: 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию (33%), 7 – первую категорию (59%), 1 педагог без категории (8%).Уровень образования: из 12 педагогов 9 человек (75%) имеют высшее профессиональное образование, 2 человека - среднее профессиональное педагогическое (17%), 1 – обучается заочно, получает высшее образование (8%). Планируемые результаты реализации проектаразвивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО;в детском саду созданы условия для развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста;установлено сетевое взаимодействие ДОУ с МБОУ «Исилькульский лицей» путем посещения старшими дошкольниками занятий по робототехнике в «Точке роста»;совместная образовательная деятельность в детском саду проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий образования дошкольников;у ребенка сформированы элементы логического мышления, развиты внимание, память, связная речь; умеет наблюдать, экспериментировать и аргументировать свою точку зрения;педагог обладает достаточной квалификацией для решения вопросов и реализации направлений данного проекта;активное участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к научно - техническому творчеству.Этапы реализацииПлан мероприятий по проекту«Создание условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 7»»