«Создание условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 7»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 7»
Автор: Гейм Наталья Сергеевна, Горбова Екатерина Ивановна

Исилькуль 2024 г.Пояснительная запискаАктуальностьПреобразования, происходящие в обществе, экономике, производстве ставят перед образованием, в том числе дошкольным, новые задачи. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.Основной проблемой является то, что недостаточная оснащенность образовательного пространства в ДОУ для развития предпосылок инженерного образования у воспитанников отражается на их социализации, и не соответствуют запросам современного общества.В настоящее время в Омской области ведется разработка региональной Концепции развития инженерного образования по маршруту «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие», содержание которой предполагает активное вовлечение в раннюю профориентацию образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, их взаимодействие с работодателями регионального рынка труда с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса и предпосылок к инженерному мышлению, склонностей к техническому творчеству.В контексте «инженерии будущего» дошкольное образование – это конструирование, моделирование, элементы роботехники, элементы программирования, как раз то, что интересно детям. Детский сад может и должен стать первой ступенью при освоении детьми навыков «инженерии будущего», что позволит в дальнейшем увеличить число молодых людей, выбирающих для себя инженерные профессии.Цель - создание образовательного пространства для развития инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста.Задачи:
  • создать образовательную среду, направленную на формирование и развитие у детей дошкольного возраста первых инженерно-технических представлений;
  • установить сетевое взаимодействие с МБОУ «Исилькульский лицей», обеспечивающее последовательную непрерывную и целенаправленную подготовку инженерных кадров, а также включение в образовательный процесс современных образовательных технологий;
  • обеспечить овладение педагогами профессиональными компетенциями по развитию инженерного мышления детей дошкольного возраста в области конструирования и робототехники;
  • создать банк учебно-методической литературы, дидактических и развивающих пособий, обеспечивающих формирование и развитие у учащихся дошкольного возраста первых инженерно-технических представлений;
  • создать условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей.
  • Инновационность (новизна) проектаПредложенный проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.Новизна  также заключается  в установлении сетевого взаимодействия ДОУ с МБОУ «Исилькульский лицей» путем посещения старшими дошкольниками занятий по робототехнике в «Точке роста».Ресурсное обеспечение проекта
  • кадровое: административные и педагогические работники ДОУ;
  • нормативно-правовое: локальные акты и положения, регламентирующие сетевое взаимодействие участников проекта;
  • материально-техническое: учебно-методические пособия, дидактический материал, конструкторы нового поколения.
  • Критерии оценки результативности и эффективности проекта:
  • наличие в ДОУ материально-технических, методических, дидактических условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников;
  • повышение уровня квалификации педагогического коллектива;
  • положительная динамика участия родителей в организуемых садом совместных мероприятиях;
  • наличие активного сетевого взаимодействия ДОУ с МБОУ «Исилькульский лицей»;
  • положительная динамика формирования ключевых для проекта навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста по результатам проводимых диагностик;
  • благоприятный климат в педагогическом коллективе
  • Основные риски реализации проекта и пути их минимизацииСрок реализации проектаиюль 2023 г. – июнь 2024 г.Состав участников проектаРуководитель проекта – Хмара Светлана Геннадьевна, заведующий ДОУКоординаторы проекта:
  • Гейм Наталья Сергеевна, старший воспитатель, первая квалификационная категория
  • Горбова Екатерина Ивановна, учитель-логопед, первая квалификационная категория
  • Исполнители проекта – педагогический коллектив ДОУ:
  • Авдеева Любовь Павловна, воспитатель логопедической группы, первая квалификационная категория
  • Афиногенова Марина Леонидовна, воспитатель
  • Бершауэр Ольга Андреевна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
  • Веретенникова Светлана Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категория
  • Волкова Светлана Анатольевна, воспитатель, первая квалификационная категория
  • Гелинич Алена Петровна, воспитатель, первая квалификационная категория
  • Краснолобова Елена Николаевна, воспитатель логопедической группы, высшая квалификационная категория
  • Поправко Виктория Витальевна, воспитатель, первая квалификационная категория
  • Ревякина Татьяна Николаевна, воспитатель логопедической группы, высшая квалификационная категория
  • Худякова Анастасия Сергеевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория
  • Характеристика педагогического коллективаПедагогический коллектив – 12 человек. Уровень квалификации: 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию (33%), 7 – первую категорию (59%), 1 педагог без категории (8%).Уровень образования: из 12 педагогов 9 человек (75%) имеют высшее профессиональное образование, 2 человека - среднее профессиональное педагогическое (17%), 1 – обучается заочно, получает высшее образование (8%). Планируемые результаты реализации проекта
  • развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО;
  • в детском саду созданы условия для развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста;
  • установлено сетевое взаимодействие ДОУ с МБОУ «Исилькульский лицей» путем посещения старшими дошкольниками занятий по робототехнике в «Точке роста»;
  • совместная образовательная деятельность  в детском саду проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий образования дошкольников;
  • у ребенка сформированы элементы логического мышления, развиты внимание, память, связная речь; умеет наблюдать, экспериментировать и аргументировать свою точку зрения;
  • педагог обладает достаточной квалификацией для решения вопросов и реализации направлений данного проекта;
  • активное участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к научно - техническому творчеству.
  • Этапы реализацииПлан мероприятий по проекту«Создание условий для развития предпосылок инженерного образования у дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 7»»