Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»
Автор: Крайненко Виктория Александровна

Авторская методическая разработкаКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»Автор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуВозраст детей: 3-4 годаЦель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное.Тип ОД: проверка усвоения  знаний.Задачи:Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить детей играть с водой,  добывать знания о предмете и исследовать его путём опытной деятельности.Развивающие задачи: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей.Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.Предполагаемый результат: использование усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности, повышение уровня познавательных способностей детей, формирование уверенности в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Формы  и методы организации совместной деятельности: упражнение, игра с речевым сопровождением, беседа, наблюдение, экспериментирование.Индивидуальная работа: в процессе экспериментальной деятельности  задаются наводящие вопросы в случае затруднений, оказывается индивидуальная помощь.Предварительная работа: подготовка оборудования, материала; работа с детьми: беседа с детьми о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему вода; чтение художественной литературы 3.Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С.Маршак «Дождь», А.Барто «Девочка чумазая»; проведение дидактических упражнений «Помоем ручки», «Умоем куклу», игр «Напоим кукол» «Чистые ручки», «Помощники», опытов «Плавают кораблики», «Поймай ручки», «Теплая, холодная» и т.п.Оборудование к ООД: стол с тазиками, тазик с водой, разноцветные губки, одноразовые стаканы, гуашь (красный, желтый, синий, красный цвет); ноутбук, аудиозапись «Путешествие в мир воды». Структура:1. Организационный моментЦель: создание эмоционально-положительного фона.
  • беседа с детьми
  • чтение потешки «Водичка-водичка» с выполнением движений
  • 2. Основная частьЦель: закреплять знания о свойствах воды (горячая, холодная, теплая, тяжелая, безвкусная, разноцветная, жидкая, не имеет запаха); формировать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
  • беседа с проведением опытов («Соберем водичку»)
  • чтение стихотворение с выполнением движений в соответствии с текстом
  • беседа с проведением опытов с водой
  • игра «Перелей водичку»
  • физминутка
  • 3.  Заключительная  часть
  • итог занятия
  • сюрпризный момент
  •  Ход ООД:- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? (Ответы детей).- Ой, кто же к нам пришёл (открывается дверь). Ребята, к нам пришла девочка Маша.Здравствуй, Маша! Ой, а почему ты такая грустная и грязная? Что случилось?  Маша сейчас нам расскажет.- Ребята,  я шла к вам в гости и упала в лужу.- Что же делать? Поможем Маше умыться? Тогда начнем. У нас тазик с водой. Скажите,  а какой водичкой нужно умываться? Почему? Правильно умываться нужно тёплой водой. Холодной водой умываться нельзя, потому что Маша может простудиться и заболеть. Ребята, пока Маша умывается, давайте вспомним потешку «Водичка-водичка».Водичка, водичка,Умой мое личико -Чтоб глазки блестели,Чтоб щечки горели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.-Посмотрите, какая Маша стала чистая и весёлая. Ребята, а вот интересно, откуда берётся лужа? Кто знает? (ответы детей).-Правильно, когда тает снежок и когда идёт дождик. Молодцы!  А где у нас прячется дождик?- В тучках.- Вот видишь, Маша, из тучки капает дождик и появляется много-много луж. Особенно много луж весной. Давайте присядем и покажем Машеньке, откуда берутся лужи, откуда идут дожди. И Маша с нами присядет и посмотрит. Давайте в ручки возьмём губки. Губки - это наши тучки. Смотри, Маша, сначала тучки легкие, в них нет воды ни капельки. А в тазике у нас моря, океаны, озёра, речки, из которых тучка набирает воду. Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх и становится ребятки какой? Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая? А теперь из тучки начинает капать дождик. Смотри, Маша, как капает дождик.-Ребята, а какие капельки бывают? (холодные и теплые, маленькие и большие).  А теперь, давайте положим наши губки и вытрем ручки.Маша говорит, что хочет поиграть с нами. Поиграем? Идёмте, Маша посмотрит (садим Машу на ковер).Капля - раз, капля - два,Очень медленно сперва,Хлопки руками на каждое слово.А потом, потом, потом -Все бегом, бегом, бегом.Стали капли поспевать,Капля каплю догонять.Хлопки руками на каждое слово.Кап-кап, кап-кап.Свободные движения пальчиками.Зонтики скорей раскроем,От дождя себя укроем.Соединить руки над головой.Ребята, как вы думаете, для чего нужна вода?- Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать (ответы детей).- Правильно: пьем, моем руки, купаемся, стираем, варим еду, моем посуду, пол, поливаем растения и животным тоже нужна вода. А как вы думаете, если случится пожар, что поможет нам его потушить? Конечно вода. Молодцы!- Ребята, какая бывает вода? (ответы детей). Давайте подойдем к столу и проведем опыты с водой. Вода может быть теплой, холодной, горячей (предлагается опустить пальчик в теплую и холодную воду). А теперь, я предлагаю узнать, пахнет вода или нет. Имеет ли запах вода? Аккуратно возьмите стакан с водой и преподнесите к носу, понюхайте. Чем пахнет вода? (ничем, она без запаха).-  А сейчас я возьму пустой стакан, а в другую стакан налью воду. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).  Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.- Ребята, давайте попробуем воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)- Правильно вода не имеет вкуса, она безвкусная.- Ребята, посмотрите, какие у меня есть волшебные краски, если их налить в воду, что же случится? (ответы детей).- Правильно, вода покрасится. Давайте покрасим воду в красный, желтый, синий и в зеленый цвет (дети добавляют краски в стаканы с водой). Ребята, скажите, какой стала вода в стаканах? (ответы детей).- Правильно, вода стала красной, желтой, синей и зеленой. Вода может окрашиваться в разные цвета. Вот это Вода-волшебница!А сейчас мы покажем Маше, как вы умеете играть с водой. Хочешь посмотреть Маша?Для этого возьмем один стаканчик с цветной водичкой и один пустой стаканчик. Посмотрите, вода льётся, переливается. А теперь, попробуйте, вы сами (дети переливают воду). Ребята, что делает вода? (льётся, переливается). А почему вода льётся, переливается? Да потому что она жидкая.- Ребята, давайте вместе с Машей поиграем.Раз, два, три, четыре, пятьЛюбят капельки игратьМы ногами топ-топ,Мы руками хлоп-хлоп.Мы глазами миг-мигМы плечами чик-чик.Раз туда, два сюдаПовернись вокруг себя.Раз присели, два привстали,Руки к верху все поднялиРаз, два, раз, два (хлопки в ладоши)Вот и кончилась игра!Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?  (ответы детей).- Вода может быть теплой, горячей, холодной. Вода не пахнет. Вода имеет вес, она тяжелая. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Может окрашиваться в разные цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Вода жидкая и может литься. Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы!Маша обращается к детям: «Ребята, мне очень понравилось играть вместе с вами. И я вам принесла подарок».- Ребят, давайте посмотрим, что же это за подарок. Это мыльные пузыри, которые вы все так любите пускать. Ребятки, а я вам открою ещё один секрет, что мыльные пузыри тоже делают из воды. В нее добавляют мыло и пузыри готовы. Давайте теперь Маше покажем, как вы умеете пускать пузыри.Если дунуть посильней,Будет много пузырей!Раз, два, три, четыре, пять!Ни за что их не поймать!!!- Посмотрите,  сколько много разных пузырей! Молодцы. Давайте скажем Маше и нашим гостям до свидания, а сами ещё поиграем.  Список использованной литературы
  • Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком. Пособие для педагогов, психологов  и родителей / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева, Л.В. Силиванова; Под ред. проф. Л.Б.Баряевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 52 с.
  • Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. - Волгоград: «Учитель», 2013. 200 с.
  • Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011.