Социализация детей-сирот в условиях детского дома


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация детей-сирот в условиях детского дома
Автор: Багний Светлана Викторовна

рок русского языка в 6 классе по теме «Типы речи»Цели:изучить языковые особенности повествования, описания и рассуждения как типов речи;- сформировать способность к дифференциации типов речи (повествование, описание, рассуждение)Планируемые результаты:Личностные:- создать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности;- создать условия для развития уважительного отношения учеников друг к другу;- воспитывать ответственность, уважение, умение работать в группе, умение оценивать ответы своих одноклассников, прививать учащимся интерес к урокам русского языка.Метапредметные:Регулятивные:- формировать умение формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные:- развивать умение работать с текстом на уроке, связано излагать свои мысли.- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, анализировать.- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.Познавательные:- извлекать нужную информацию о типах речи;- формировать умение определять тему, основную мысль и тип речи текста;- выявлять элементы структуры повествования, описания, рассуждения;- последовательно излагать и составлять текст по опорным элементам.Предметные:Знать и уметь:- различать особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;- отличительные признаки повествования;-употребить в устной и письменной речи элементы повествования, описания, рассуждения.ЛитератураРесурсы:Основные: Учебник «Русский язык. 6 класс» (автор М.Т.Баранов); «Дидактический материал (упражнения)».Дополнительные: компьютерная презентация «Типы речи», раздаточный материал для учащихся в форме карточек, алгоритмы действий, карта настроения.Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.Ход урока:I. Этап мотивации.Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.Учитель: Отгадайте, пожалуйста, ребусУченики: Работа сердце веселитУчитель: Эта пословица послужит эпиграфом нашего урока.II. Актуализация знаний.Учитель: Прочитайте 3 отрывка. Объясните, можно ли приведённые предложения считать текстом? Почему? 1. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.2. На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.3Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. Ученики: Да, это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу.Учитель: Объединены ли они? Если да, то какой темой?Ученики: Их объединяет одна тема «Пеликаны»Учитель: А в чём различие текстов?Ученики: В содержании.III. Выявление места и причины затруднения.Учитель: Обратите внимание на выделенные слова, как они раскрывают содержание текстов?Ученики: В первом отрывке говорится о том, что сделал пеликан.Помогают в этом глаголы вылез, приковылял, увидел, разинул, щёлкнул, крикнул, начал, бить, притоптывал.Ученики: Во втором отрывке говорится о том, как выглядит пеликан. Здесь использованы прилагательные громадная, лимонным, розовым, курчавым, маленькая, огромный, с кожаным краснымУченики: В третьем отрывке говорится о том, почему пеликаны не могут нырять. Выражается это в словах не могут нырятьс особым строением костейс наличием подкожных воздушных мешков.Учитель: посмотрите на алгоритм и попробуйте соотнести тексты с данными вопросами.  Учитель: Следовательно, какой вывод мы можем сделать?Ученики: Все тексты делятся на три типа: повествование, описание и рассуждение.IV. Построение проекта выхода из затрудненияУчитель: Как сформулируем тему и цели нашего урока?Ученики: тема урока «Типы речи», цели:
  • узнать отличительные признаки повествования, описания и рассуждения;
  • научиться употреблять их в устной и письменной речи.
  • Учитель: Чтобы правильно определить тип речи, будем действовать по памятке – алгоритму.  V. Реализация построенного проекта.Учитель: Прочитайте тексты. Озаглавьте их, определите тему и основную мысль каждого текста. Выпишите слова, указывающие на определённый тип речи.1 группа – повествованиеЛегенда о янтаре.О возникновении янтаря, кусочки которого находят на берегу Балтийского моря, рассказывает легенда. В давние времена жил в Литве молодой рыбак Каститис. Однажды вечером, когда он уплыл далеко в море, перед ним появилась дочь морского царя, красавица Юрате, танцующая в волнах. Рассердились боги на Юрате, полюбившую простого рыбака, и разрушил её волшебный янтарный дворец. С тех пор и находят на морском берегу кусочки янтаря, выбрасываемые волнами.2 группа – описаниеИзумительный день – день яркого света. Такого ослепительного света не приходилось ещё наблюдать. Выходить без тёмных очков невозможно. Отражённый от снега солнечный свет нестерпимо режет глаза. Ослепительный свет льётся потоками – невыносимый, яростный поток света!Кажется, конца-краю не будет ослепительному потоку яркого света.3 группа – рассуждениеЧеловек природе друг?Сегодня во всем мире остро встала проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Поэтому трудно назвать человека другом природы. Постараюсь доказать это.Во-первых, вырубаются леса, ядовитые отходы, которые нельзя уничтожить, скапливаются на поверхности земли, загрязнение атмосферы и гидросферы заводами и фабриками превысило все допустимые нормы.Во-вторых, средства массовой информации каждый день сообщают нам о новых печальных известиях, объем Красной книги увеличивается не по дням, а по часам. А происходит исчезновение многих видов растений и животных из-за бессмысленного уничтожения их и нерационального использования земли человеком.Следовательно, человек вовсе не друг природе. Природе очень тяжело сейчас, она больна, заражена и сама уже не в состоянии справиться с этой болезнью. Ей нужны помощь и участие, добрый друг и хороший доктор — человек.Учитель: Посмотрите ещё раз на памятку – алгоритм и скажите, к какому типу речи относится ваш текст?Ученики: Первый текст – повествование, второй – описание, третий – рассуждение.Учитель: Какова композиционная схема (строение текста) повествования?Ученики: Вступление, основная часть, заключение.Учитель: Какова композиционная схема (строение текста) описания?Ученики: Общее представление о предмете, описание отдельных признаков, авторская оценка.Учитель: Какова структура текста-рассуждения?Ученики: Тезис, доказательства и вывод.
  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Задание №1 (фронтальный опрос)Учитель: Определите по началу текста тип речи. Докажите свой ответ.Текст № 1.Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …Ученики: В данном тексте говорится о последовательных действиях, к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?», значит, это по типу речи - повествование.Учитель: Как вы думаете, какое продолжение будет у текста?
  • бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла. На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому)
  • Учитель: Как можно озаглавить этот текст?Ученики: Золотая рыбка.Текст № 2В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …Ученики: Тип – описаниеУчитель: О чем пойдет речь в продолжении текста?
  • лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. (По И. Соколову-Микитову)
  • Текст № 3Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым.Ученики: Тип – рассуждение.
  • не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека.
  • почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)
  • Учитель: Согласны ли вы с мнением автора? Почему?Ученики: да, согласны.Учитель: Докажите, что это текст – рассуждение.Задание №2 (работа в парах)Учитель: На карточках текст. Прочитайте, определите тип речи,установите соответствия. Обоснуйте свою точку зрения.  Учитель: Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?Ученики: Нет, мы с ним справились.ФизкультминуткаVII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Учитель: Сейчас мы самостоятельно выполним задание и проверим себя по эталону. Нужно составить текст – повествование на тему «В лесу», используяданные глаголы: ходить, собирать, класть, грянуть, скрыться, появиться, гнуть, пойти, стать, перестать, выглянуть, отправиться.Учитель: Проверьте по эталону (проецируется на доске)Эталон: Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.Учитель: Кто допустил ошибки? У кого задание не вызвало затруднения?VIII. Включение в систему знаний и повторения.Учитель: Прочитайте внимательно текст. Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.Раз было у нас: поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.- Умница ! – сказала моя жена и спросила меня: -- А сколько он может съесть их? Десять может ?-Десять, -- говорю, -- может.- А ежели двадцать ?- Двадцать, - говорю, - едва ли.Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней. Она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится – нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница.Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его растут.Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула -- и за ним. Мах – мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам.-Ах, ах, горе какое! Ах, ах!Мы все прибежали к колодцу. Видим: Журка далеко, на середине нашего болота сидит.- Фру – фру ! – кричу я.И все ребята за мной тоже кричат:-Фру – фру !
  • такой умница! Как только услыхал он это наше «фру – фру», сейчас мах – мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки. (по рассказу М.М.Пришвина «Журка».)
  • Ученики: Это повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос «Что произошло». Последовательность действий можно проследить по глаголам в тексте. Также можно выделить вступление, основную часть и заключение.Учитель: Как вы считаете, возможно ли этот рассказ переделать в текст – повествование с элементами описания?Ученики: Да, можно.Учитель: Кто догадался, как это сделать?Ученики: Для этого нужно описать Журку.Учитель: Правильно, но об этом мы узнаем с вами на следующем уроке.IX. Рефлексия учебной деятельности.Учитель: Итак, давайте вернёмся к началу нашего урока. О каких типах речи мы сегодня говорили?Ученики: Повествование, описание, рассуждение.Учитель: Перечислите элементы построения (композиции) каждого типа речи?Ученики: В повествовании - вступление, основная часть, заключение.В описании – это общее представление о предмете, описание отдельных признаков, авторская оценка.В рассуждении – тезис, доказательства и вывод.Учитель: У каждого из вас на столе есть карта настроения.Поставьте знак , на каком из островов вы сегодня пребывали: остров Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.Учитель: Посмотрите внимательно на доску, где находятся рисунки чемодана, мясорубки и корзины. (проецируются на доске) Чемодан – это всё, что мне пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.Учитель: Подумайте и скажите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.Задание на дом на выбор:Учитель: Для тех, кто понял тему урока, я предлагаю написать сочинение-миниатюру на тему: «Осень за моим окном», используя повествование и элементы описания.Учитель: Для тех, кто понял тему урока, но ещё сомневается в своих знаниях, я предлагаю выписать из повести И.С. Тургенева «Муму» 3 отрывка с разными типами речи, опираясь а алгоритм урока.Учитель: Для тех, кто не до конца усвоил материал урока, выполните упр. 256 из учебника.Итак, вы молодцы, сегодня на уроке хорошо поработали.