Игра «За семью печатями» (на основе детской телевизионной передачи «За семью печатями» на телеканалах «Россия Культура», «Карусель») Ход игры: Слайд № 1: заставка игры «За семью печатями». Ведущий: Здравствуйте! Я приветствую вас на игре «За семью печатями». За 20 минут нашей игры мы должны разгадать нашего «героя» – понятие, которое скрыто от вас за семью печатями. И что бы узнать его, вам предстоит провести исследование. Команды занимают свои места. Слайд № 2: Правила игры. Ведущий: Давайте познакомимся с правилами игры. Я рассказываю о нашем «ге-рое» – понятии, которое вам хорошо известно. Но, вслух его произнесет только участ-ник той команды, которая наберет наибольшее количество печатей. Печатей всего семь. В каждом раунде участвует только один участник от каждой команды. Я задаю во-прос, участник в течение 20 секунд обдумывает ответ и (Слайд № 3) записывает его в послужной формуляр, он находится на планшете (столе). Рядом, на столе, лист тайно-го формуляра, в который участник записывает версии – предполагаемого «героя», по-сле каждого вопроса. По моему сигналу, участники команд передают свои ответы жюри. За правильный ответ команда получает «большую печать» (5 баллов). Если игрок не дал правильный ответ, то помочь ему может команда, но за это они получают «малую печать» (1 балл). Если ни одна из команд не дала правильного ответа, то ведущий оглашает правильный ответ. Называет конечное слово только капитан той команды, которая после шести туров наберет большее количество печатей (баллов). Всем все понятно? Команды подтверждают готовность. Ведущий: Мы начинаем наше расследование. Итак, постараемся открыть первую печать. Слайд № 4: заставка «Время первой печати». Ведущий: Внимание на экран! Слайд № 5 (Демонстрация фрагмента фильма «Земля. Биография планеты», где демонстри-руется стадия «Земли – снежка», или фотография «Земли – снежка»). Слайд № 6: Ведущий: Внимание, вопрос! Как ученые называют стадию в развитии Земли, ко-торая была вызвана гуронским оледенением, длившемся около 100 миллионов лет? Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы участники команды отдают жюри. Если нет правильного ответа, от-вет оглашает ведущий. Слайд № 7: Ответ. Ведущий: Стадия в развитии Земли, которая была вызвана гуронским оледенени-ем, называют «СНЕЖКОМ». Слайд № 8: заставка «Время второй печати». Ведущий: Внимание на экран! Слайд № 9: (На экран выводится фотография скульптуры Д. Пристли). Ведущий: На одной из площадей города Лидса (Великобритания) установлена бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. В правой руке он держит линзу, а в левой – тигель с ртутной окалиной. Слайд № 10: Ведущий: Внимание, вопрос! Назовите британского ученого-химика, увековечен-ного в бронзе? Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы участники команды отдают жюри. Если нет правильного ответа, от-вет оглашает ведущий. Слайд № 11: Ответ. Ведущий: Правильный ответ на фотографии ДЖОЗЕФ ПРИСТЛИ – британский священник-диссентер, естествоиспытатель, философ, общественный деятель. Слайд № 12: заставка «Время третьей печати». Ведущий: Внимание на экран! Слайд № 13: (На экран выводится картинка «Опыт Ван Гельмонта») Ведущий: В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Взяв 90,7 кг сухой земли и ивовое деревце весом 2,27 кг, он выращивал его, поливая только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 76,7 кг, а вес земли уменьшился всего на 57 г. Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что материал, из которого образова-лось дерево, произошёл из воды, использованной для полива. Слайд № 14: Ведущий: Внимание, вопрос! Назовите процесс, за счёт которого произошло уве-личение массы растения? Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы участники команды отдают жюри. Если нет правильного ответа, от-вет оглашает ведущий. Слайд № 15: Ответ. Ведущий: Правильный ответ: ФОТОСИНТЕЗ – процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии света. Слайд № 16: заставка «Время четвертой печати». Ведущий: Внимание на экран! Слайд № 17: (На экран выводится фотография гнезда Сорных кур). Ведущий: Сорные куры строят гнезда из мусора. В него на определенную глубину они откладывают яйца. Самец время от времени частично раскидывает кучу сверху или, наоборот, делает ее выше. Клюв его служит своеобразным термометром. Слайд № 18: Ведущий: Внимание, вопрос! Назовите процесс, который вызывает выделения тепла в природном инкубаторе – гнезде Сорных кур? Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы участники команды отдают жюри. Если нет правильного ответа, от-вет оглашает ведущий. Слайд № 19: Ответ. Ведущий: В гнезде происходит процесс ГНИЕНИЯ (ОКИСЛЕНИЯ) в результате которого выделяется теплота. Слайд № 20: заставка «Время пятой печати». Ведущий: Внимание на экран! Слайд № 21: (Демонстрируется опыт «Яйцом и бутылка»). Понадобится вареное куриное яйцо (очищенное от скорлупы), стеклянная бутылка с широким горлом, спич-ки и листок бумаги. Важно: яйцо не должно свободно проваливаться в бутылку. Необходимо поджечь клочок бумаги и бросить его в бутылку. Когда он догорит, быстро положить яйцо на горлышко посудины. Яйцо проходит вниз. Слайд № 22: Ведущий: Внимание, вопрос! Кто «заманил» яйцо в бутылку? Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы участники команды отдают жюри. Если нет правильного ответа, от-вет оглашает ведущий. Слайд № 23: Ответ. Ведущий: «Заманил» яйцо в бутылку ВОЗДУХ. (При нагревании воздух расширя-ется. Поместив яйцо на горлышко, мы перекрываем поступление кислорода. Процесс горения прекращается, и емкость начинает остывать. При остывании воздух как бы сжимается, затягивая внутрь яйцо.) Слайд № 24: заставка «Время шестой печати». Слайд № 25: Ведущий: В отличие от своего предшественника этот газ имеет запах. Его назва-ние происходит от греческого слова «пахнуть». Впервые его обнаружил в 1785 году голландский физик Марум по характерному запаху, которые приобретает воздух после пропускания через него электрических искр. Его запах, особый аромат свежести, мы чувствуем после грозы. На высоте от 20 до 40 км над поверхностью Земли он образует тонкой «щит», защищающий все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Слайд № 26: Ведущий: Внимание, вопрос! Назовите газ, о котором идет речь? Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы участники команды отдают жюри. Если нет правильного ответа, от-вет оглашает ведущий. Ответ № 27: Ответ. Ведущий: Правильный ответ ОЗОН – газ, образующий на высоте от 20 до 40 км над поверхностью Земли озоновый экран, защищающий все живое от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Слайд № 28: заставка «Время седьмой печати». Ведущий: Мы подходим к финишу нашего расследования. Давайте подсчитаем наши печати. Дать правильный ответ сможет только один из вас, команда которого набрала больше всего печатей. Слайд № 29: Не забывайте, что ранее данные вами ответы, как-то связаны с тем «героем», кото-рого нам предстоит отгадать. Слайд № 30: «Героя» нашей игры в начале XIX века называли «кислотвором». Название своим появлением в русском языке обязано М. В. Ломоносову, который ввёл в употребление, наряду с другими неологизмами, слово «кислота». Название нашего «героя», в свою очередь, явилось калькой термина «оксиген», предложенного А. Лавуазье, который переводится как «порождающий кислоту». Слайд № 31: Ведущий: Внимание, вопрос! Назовите нашего героя. Время на обдумывание: 20 секунд (нажать на часы (на слайде)). Ответы члена команды. Слайд № 32: Ответ. Ведущий: Правильный ответ КИСЛОРОД. Слайд № 33: Заставка игры «За семью печатями». Ведущий: Наша игра подошла к концу. Практическая часть. Эксперимент «Получение кислорода».