Формирование глобальных компетенций на уроках истории и обществознания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование глобальных компетенций на уроках истории и обществознания
Автор: Елена Васильевна Пронина

Формирование глобальных компетенций на уроках истории и обществознанияОбучающиеся XXI века живут во взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире. Их взросление происходит под влиянием экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических факторов. Поэтому уже стало понятно, что для достижения жизненного успеха недостаточно знаний и умений, не менее важно овладеть функциональной грамотностью. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поэтому одной из наиболее актуальных и относительно недавно сформулированных проблем в отечественной педагогике является проблема формирования у обучающихся функциональной грамотности и глобальных компетенций как одного из ее структурных компонентов.Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.На сегодняшний день школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние, как на мировое сообщество, так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственнее использовать цифровые источники информации и СМИ. Зачем же учащимся овладевать глобальными компетенциями? Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру. Наконец, обучение глобальной компетенции может помочь сформировать новые поколения, которые заботятся о глобальных проблемах и участвуют в решении социальных, политических, экономических и экологических проблем.Бесспорно, важную роль в формировании глобальных компетенций играют такие дисциплины, как история и обществознание.Теме формирования глобальных компетенций уделено большое внимание, как в самом содержании учебников, так и через задания. Часто задания обращаются к опыту ребенку, к его знаниям, побуждая высказывать свою позицию, критически мыслить, учат эффективно действовать индивидуально и в группах. Например, при изучении темы «Когда возможности ограничены» в 6 классе автор учебника Боголюбов предлагает понять простую истину, что, несмотря на какие-то ограничения в здоровье, все мы равны. Приводит примеры того, где и как люди с ограниченными возможностями могут себя реализовать. Ребятам предлагается самостоятельно подготовить рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями с помощью интернета. (стр.48).Другое задание. Рубрика «Жил на свете человек» знакомит нас с Эдуардом Аркадьевичем Асадовым, который несмотря на потерю зрения, вновь стал писать стихи. Он не потерял веру в жизнь, благодаря поддержке окружавших его людей. Учащимся можно предложить подумать, как каждый из них мог бы помочь таким людям на примере местной организации Всероссийского общества слепых. Это реальная ситуация, которая поможет детям осознать свои возможности. Учимся глобальному через локальное. Развивая данную тему, в 7 классе в теме «Как устроена общественная жизнь» Боголюбов Л.Н. вводит понятие «социальная справедливость» - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести и достоинства по отношению к себе и другим людям, и приводит памятку, как развивать в себе эти качества. Умения жить в обществе, где живут самые разнообразные люди очень важно. Без него невозможно существовать в современном мире. Это и есть формирование глобальных компетенций.Важной компетенцией является способность критически рассматривать проблемы глобального характера и поиск общего решения. Вопросы экологического кризиса и глобализации поднимаются в 8 классе. Перед учениками ставится вопрос «Человек-венец природы?». Для ответа на него необходимо проанализировать мнение известного ученого Н.Н. Моисеева. Учащиеся должны подумать и объяснить свой выбор, приведя аргументы «за» и «против». Рассматривая тему глобальных проблем современности, нам предлагают различные пути решения. При этом автор спрашивает у учеников, что они лично готовы сделать для решения экологических проблем.Таким образом, учитель подводит к мысли о личной ответственности каждого человека на земле, о необходимости совместно действовать и находить общее решение. Проявление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов, значит нужно учиться сотрудничать уже сегодня.Без изучения тем, связанных с многообразием мира культуры, религии, межнациональных отношений учащийся не сможет осознать расовые, религиозные, культурные различия, не сможет вступать в открытое уважительное взаимодействие с другими людьми. Все чаще встает вопрос о существовании разных народов в одном государстве. Проблема беженцев и мигрантов (п.15 «Нации и межнациональные отношения»). Автор приводит некоторые правила, которые помогут жизнь в многонациональном обществе. Например, всегда помните, что нет хороших или плохих национальностей. Человек любой национальности может быть хорошим или плохим, или если в коллективе, в котором вы учитесь или работаете, есть люди, которые по этнической принадлежности отличаются от большинства членов коллектива, нужно относиться с пониманием к особенностям их национальной культуры.Тема межнациональных отношений изучается и на уроках истории.История России под редакцией Торкунова представлена как неотъемлемая часть исторического процесса и культурного пространства. Рассмотрим пример задания в теме «Место и роль Руси в Европе». Ребята должны доказать, что в 9-12 вв Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства. Или детям предлагается ответить на вопрос «Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего повлияли на культуру Руси в 9-12 вв? Учеников подводят к мысли, что Россия постепенно вовлекалась в общеевропейский рынок и культурное пространство. Для этого нужно было налаживать сотрудничество, несмотря на религиозные и культурные различия, уметь выстраивать диалог. А это невозможно без уважительного взаимодействия между людьми.На уроках истории и обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции: критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, работать в команде; способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия; систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников; приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов РоссииДля того чтобы сформировать такие умения, задания на урок необходимо подбирать, дифференцируя их по возрасту. Сейчас у детей при обсуждении таких тем есть проблемы со связностью и законченностью рассуждений, аргументами, примерами.Задача учителя обществознания1. Сформировать умение оценивать ситуацию2. По мере возможности, найти выход из сложившейся ситуации3. Умение мыслить глобально, а действовать локально.Сегодня попробую на примере заданий по обществознанию, показать, как можно развивать гибкие навыки при решении глобальных проблем.Задание № 1 Направлено на понимание проблемы и её решение.Рассмотрите иллюстрации. Какая деятельность человека приводит к таким последствиям? Какую опасность они представляют для человека и природы? (формируем умение оценивать ситуацию)Если бы у вас была возможность участвовать в решении глобальных проблем, с чего бы вы хотели начать? Почему? (По мере возможности, найти выход из сложившейся ситуации)Представьте, что вам поручили написать закон «Об экологической безопасности населенного пункта». На решение, каких проблем он был бы нацелен в первую очередь?(Умение мыслить глобально, а действовать локально).Задание № 2 Направлено на понимание проблемы и её решение.Для иллюстрации, какой группы глобальных проблем может быть использовано данное изображение? (Дайте обобщенное, а неконкретное название проблеме. Объясните, почему её относят к глобальным. Какая мера, по вашему мнению, будет способствовать решению данной проблемы? Какие еще проблемы относят к этой группе глобальных проблем? (Назовите любые две проблемы, аргументируйте свой ответ.)Задание № 3Направлено на умение аргументировать, способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников.Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.Как видим, курс обществознание в силу своей специфики (содержание, формируемые умения) играет большую роль в развитии глобальных компетенций.• Есть темы, которые конкретно касаются данных вопросов• Есть темы, которые опосредовано, работают на развитие данных компетенцийНа уроках обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции – критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, умение работать в команде и т.п.Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, ведь только человек, обладающий этими навыками, сможет научить другого, т. е. с какими компетенциями ученик войдет в мир ближайшего будущего зависит от нас с вами.Формирование глобальной компетенции не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течение всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.