Особенности профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 вида
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 вида
Автор: Косенок Елена Григорьевна
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение«Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатДОКЛАДОсобенности профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 видаПодготовила: Косенок Е.Г.ВведениеАктивно развивающееся современное общество, новые социально – экономические отношения оказывают неизменное влияние на роль человека в профессиональном мире, на его личностное и профессиональное самоопределение, на его личностные и профессиональные качества.Для учащихся школ – интернатов 8 вида, где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья, большое значение приобретает выбор своей будущей профессии, своего профессионального пути, так как правильно сделанный выбор – это залог успеха дальнейшей самостоятельной жизни, успех социализации.Учащимся с ограниченными возможностями здоровья очень трудно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществ, так как они отличаются сравнительно небольшим социальным опытом, часто не могут правильно определить и осмыслить свой жизненный путь, имеют трудности в коммуникации (бывают замкнуты, упрямы, вспыльчивы), не хотят, а иногда и не могут привыкнуть к трудовой дисциплине, профессиональным обязанностям. Кроме того их отличает инфантилизм, отсутствие мотивации к профессиональной самореализации, неуверенность в себе, своих силах. Эти дети нуждаются в постоянной контролирующей и стимулирующей помощи взрослого. Очень часто у учащихся, которые находятся на полном государственном обеспечении в школе – интернате появляется потребительское отношение к жизни, неспособность и нежелание проявлять волевые усилия в достижении своей цели.Ограниченность профессионального выбора учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие опыта, а так же и наличие безработицы привело к тому, что в настоящее время в стране достаточно невысок процент выпускников школ – интернатов VIII вида, работающих по выбранной специальности. Это, на наш взгляд, является результатом недостаточной разработки вопроса профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школах – интернатах, психолого – педагогического сопровождения в важный для них период личностного и профессионального самоопределения.Одним из важнейших факторов самоопределения в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривалось в контексте изучения профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы (В.И.Журавлев, А.И. Смирнов, Е.А. Климов); в изучении интересов к определенной профессии (Я.Л.Коломенский, В.Г. Немировский, Л.В.Сохань и др.);психологических предпосылок профессионального самоопределения (А.Б.Орлов,В.Ф.Сафин, М.В. Кириллова, Е.А.Климов и др.);В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд предоставляется односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него. Особенно это касается детей с интеллектуальным нарушениями.Актуальность исследования заключается в изучении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, появлением новых специализаций, в том числе для выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалистапо выбору профессии.В то же время, на теоретическом и практическом уровне недостаточно раскрыты вопросы психолого-педагогического сопровождения личности учащегося, сделавшего выбор и уже оказавшегося в новой среде, в условиях начального и среднего профессионального образования; влияния педагогических условий в процессе профессионального самоопределения; особенности психолого-педагогического сопровождения учащегося при решении им своих личностных проблем в условиях включенности в учебно-педагогическое пространство.Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между целесообразностью оказания психолого-педагогического сопровождения ученика в профессиональном самоопределении и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. Это противоречие и определило выбор темы нашего исследования «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида».Цель исследования – определить роль психолого0педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 вида и разработать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся школы 8 вида.Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение.Предмет исследования – особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 вида.Особенности профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 видаПрофессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:- первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;- этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;- профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;- профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;- самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненныйпутьчеловека.Постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок требуют от него постоянного самоопределения. Каждый человек вынужден определять своё отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни: он должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, то есть выстраивать свою позицию. Выпускники специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением интеллекта, вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к разрешению этой задачи.Ежегодно в России выпускниками специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением интеллекта становятся около 22,5 тысяч человек. Немногие из них определяются с правильным выбором профессии.В основе беспроблемного решения названной задачи лежит профессиональное самоопределение. В исследованиях Е.А.Климова профессиональное самоопределение сводится к одномоментному акту выбора профессии и заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности. Однако мы считаем, что это далеко не так: профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.Анализ психолого-педагогических исследований показал, что понятие профессионального самоопределения рассматривается авторами с различных позиций. Обобщив различные варианты данного определения, в своем исследовании мы трактуем его как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение - это не создание пределов развитию человека, не впадание в профессиональную ограниченность, не однократное деяние, а длительный многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий определенное содержание на разных возрастных этапах, поиск возможностей беспредельного развития.Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида привлекала внимание ученых и практиков (А.А.Гнатюк, Л.А.Егорова, В.В.Коркунов, С.Л.Мирский, В.А.Шинкаренкоидр.).Необходимо отметить, что на начальных этапах формирования профессионального самоопределения у учащихся с нарушением интеллекта особых расхождений с нормально развивающимися детьми не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед выпускниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей и представлений со своими реальными возможностями.Процесс формирования профессионального самоопределения подростков с нарушением интеллекта затруднен как в связи с бедностью жизненного опыта, так и ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Именно недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма формирования профессионального самоопределения.Выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида, как правило, не достигают того уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида выступает внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий на уроках. Изучение возможностей внеурочной деятельности в формировании профессионального самоопределения подростков с нарушением интеллекта обусловило обращение к исследованиям педагогов-классиков, заложивших основы дефектологии, - П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др.Проведенный нами анализ научно-методической литературы показал, что внеурочная деятельность старшеклассников является самостоятельным источником их внутренней удовлетворенности, социальной интеграции, самовыражения. По данным ряда исследований С.В. Кузьмина, Е.П. Николаевой, объем свободного времени учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является наибольшим по сравнению с учащимися других видов образовательных учреждений. Поэтому наиболее плодотворно и результативно, с нашей точки зрения, задача формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида может решаться в сфере свободного от учебныхзанятийвремени.Внеурочная деятельность становится эффективным средством формирования профессионального самоопределения потому, что является регламентированной по содержанию, но нерегламентированной по времени. Исследования Н.А.Новосельцевой, В.В.Федорова и других показали, что учащиеся с нарушением интеллекта быстрее устают, чем нормально развивающиеся дети. Во внеурочной деятельности несложно варьировать временем, отводимым на мероприятие. Возможно также упростить содержание материала, предназначенного для восприятия учащимися с нарушением интеллекта.Анализ теоретических источников позволил определить содержание педагогической работы по формированию профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности.Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся коррекционной школы 8 видаСреди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, первоочередную роль играют трудности молодых людей при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора, построении образовательной траектории и др. Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения, как для ученика, так и для учителя. В первую очередь потому, что ставит перед каждым учащимся проблему выбора профиля обучения и потому, что приводит к необходимости изменения структуры и содержания учебного процесса. Особенно актуальна такая помощь для категории выпускников детских домов и интернатов коррекционных школ 8 вида. Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.Сопроводить учащегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем возрасте является выбор будущей профессии.Таким образом, система сопровождения профессионального самоопределения должна быть направлена на активизацию внутренних психических ресурсов личности с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.Трудности профессионального самоопределения можно условно разделить на общие и специфические. Условность данного деления вызвана достаточно тесной взаимосвязью и взаимозависимостью этих двух групп. Так, например, инфантильность и повышенная зависимость, относящаяся к группе субъективных факторов, чаще всего обусловливается гиперопекой, относящейся к группе объективных факторов.К группе объективных трудностей относятся различные факторы, характеризующие внешние условия и ситуации. При анализе объективных трудностей в процессе профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить следующие основные моменты: малое квотирование мест для детей-сирот в учебных заведениях; неблагоприятная материальная ситуация; недостаточное количество мест в общежитиях профессиональных учебных заведениях для проживания выпускников детских домов и интернатов, гиперопека со стороны педагогического коллектива детского дома или интерната и др.К субъективным трудностям относятся незнание ситуации на рынке труда и образовательных услуг, неумение самостоятельно получать и структурировать информацию, сложность самостоятельного анализа выбираемого варианта будущей профессиональной деятельности, игнорирование предъявляемых требований и др.Преодолевать самостоятельно осложняющие обстоятельства подростку сложно в силу ряда особенностей, присущих детям, воспитывающимся вне семьи: тревога перед будущим, ориентация на внешний контроль, привязанность к ситуации, чувство "Мы", недоверие к себе и к миру, ориентация самооценки на мнение других и др. В связи с этим встает вопрос о значимости сопровождения выпускников в процессе профессионального самоопределения. Практика сопровождения профессионального выбора выпускников коррекционных школ-интернатов 8 вида показывает, что данная работа должна быть, прежде всего, направлена на активизацию самостоятельного и обоснованного выбора самих выпускников, нежели на выбор профессионального варианта вместо него.В данном разделе мы рассмотрим сущность процесса профессионального самоопределения, ошибки и трудности, которые испытывают выпускники коррекционных школ-интернатов при решении различных задач профессионального самоопределения, особенности системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сущность процесса профессионального самоопределенияПрофессиональное самоопределение - это непрерывный процесс, который сопровождает всю профессиональную жизнь человека. Он не заканчивается однократным выбором профессии. Личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и уточняет профессиональный выбор: смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации, планирование деятельности, изменение способа выполнения деятельности и т.д. Невозможно профессионально самоопределиться один раз на всю жизнь. Профессиональное самоопределение актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив - это важнейшее условие самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен, происходящих в современной России.Ключевой характеристикой профессионального самоопределения является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения и переопределения собственной профессиональной позиции. Профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как процесс, как состояние и как результат. Со стороны процесса можно говорить об определенных этапах, условиях и факторах, влияющих на разворачивание процесса. Со стороны результата профессиональное самоопределение характеризуется новообразованиями в различных сферах личности: мотивационной, когнитивной, поведенческой, эмоциональной и др.: расширение представлений о себе и мире (в том числе профессиональном), приобретение опыта осуществления выборов, опыта профессиональных проб, формирование образа "Я" и т.д. Оценку эффективности процесса профессионального самоопределения можно осуществлять по успешности решения задач профессионального самоопределения и сформированности необходимых для их осуществления новообразований, составляющих основу способности к профессиональному самоопределению. Как состояние профессиональное самоопределение может характеризоваться более или менее высокой эмоциональной насыщенностью, осознанностью, широкой или узкой сфокусированностью. Профессиональное самоопределение - это деятельностный процесс, включающий решение задач профессионального самоопределения. Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются старшеклассниками на основе осмысления реальных выборов, осуществления социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий. Важную роль в процессе самоопределения наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.) играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.Среди значимых задач профессионального самоопределения выделяют задачи, связанные с принятие решения о выборе профессии, выработкой путей и способов ее приобретения, рассмотрение профессиональных перспектив и др.Профессиональное самоопределение происходит в определенной ситуации, представляющей собой совокупность субъективных и объективных факторов выбора: социально-экономические перспективы, требования современного рынка труда и профессий, возможные пути приобретения профессий и т.п., индивидуальные характеристики каждого человека, субъективное отношение к ситуации выбора, сложившиеся связи, традиции и т.д. Обобщение результатов ряда исследователей, а также осмысление практики собственной работы позволило нам разработать обобщенную модель процесса профессионального самоопределения выпускников школ. Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Он может характеризоваться разной широтой (большее или меньшее число компонентов); противоречивостью (согласованность внутренних и внешних факторов); степенью структурности, мононаправленностью (имеется интеграция одного или ряда намерений); устойчивостью (сохранение ценностных ориентаций относительно различных видов деятельности), обоснованностью (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов).Возникающие противоречия, трудности и ошибки относятся к различным этапам и компонентам профессионального самоопределения.Организационно-управленческое обеспечение профессионального самоопределения - профориентация - существенным образом зависит от того, как понимается сущность данного процесса. Если поставить во главу угла деятельность личности, когда решение должен найти сам выбирающий, то педагог (или другой человек, занимающийся сопровождением процесса профессионального самоопределения) не может и не должен давать готовые рекомендации. Так же как нельзя дышать и жить за другого человека, нельзя за него принять судьбоносные решения. Даже самый инфантильный молодой человек может сделать это сам, опираясь на помощь мудрого и понимающего взрослого, поскольку не существует абсолютно правильных или неправильных решений, есть решения приемлемые и неприемлемые с точки зрения конкретного человека, находящегося в определенной ситуации. Педагог может создавать условия, активизировать процесс поиска, сопровождать в ходе профессионального самоопределения, помогая определить "цену" и способы овладения профессией, возможную успешность и удовлетворенность от работы в каждом конкретном случае.Таким образом, создание условий для профессионального самоопределения должно, в первую очередь обеспечивать запуск и осуществление деятельности личности по профессиональному самоопределению формированию средств построения ее профессиональной карьерыОшибки и трудности профессионального самоопределения выпускников коррекционных школ 8 видаАнализ литературных данных и обобщение опыта собственной деятельности по сопровождению профессионального самоопределения выпускников коррекционных школ 8 вида позволил нам выявить ряд наиболее часто встречаемых ошибок и трудностей, а также обозначить основные пути их разрешения.Для реализации столь сложного процесса от человека - субъекта выбора - требуется ряд качеств, знаний, умений. К ним можно отнести: активную, заинтересованную позицию; способность к анализу и синтезу; способность к адекватной самооценке; гибкость и подвижность мышления; развитые волевые процессы, эмоциональную зрелость, способность противостоять случайным факторам; способность к прогнозированию, саморазвитию и развитию ситуации выбора; способность ставить новые цели, решать задачи; мобильность, способность к перестройке и корректировке принимаемых решений в связи с новой информацией и новыми данными; сформированность принципов и правил выбора. Таким образом, способность к профессиональному самоопределению включает несколько блоков: мотивационный, информационно-когнитивный, поведенческий, эмоциональный, личные и профессиональные качества. Важно отметить, что успешность решения задач профессионального самоопределения достигается именно за счет сочетания отдельных компонентов: молодой человек хочет быть успешным в процессе профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры, он имеет позитивную профессиональную мотивацию, реально оценивает собственные возможности и возможности ситуации, располагает необходимой информацией, способами поведения, личными и профессиональными качествами, находится в эмоционально благополучном состоянии и имеет достаточно сил для реализации своих планов и замыслов.Подводя итог, необходимо отметить, что роль психологического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.