«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениег. Ростова-на-дону Детский сад № 33 «Умка» Методическая разработка«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»Разработчик: Фарзалиева А. З г. Ростов-на-донуВведение Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок открывает посредством языка.В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальчиковые игры, занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование очень важны для ребенка.В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Речь – это форма мышления. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем быстрее и легче войдет он в учебный процесс. Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.Диалогическая Монологическая Основной задачей является: Научить детей свободно пользоваться родным языком. Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме. Формирование разговорной речи. Обучение рассказыванию. Диалогическая речь – это разговор одного или нескольких человек.Формы Беседа Дидактические Разговор игрыПриемы Объяснение Рассказ воспитателя Чтение Вопросы Показ художественного наглядного произведения Репродуктивные материала Поисковые Обобщающие Игровые приемы ТСООбучение рассказываниюЗадачи Пересказывать Составлять рассказы Виды По форме По содержанию Подробный пересказ Описательные: По восприятию сравнительный и объяснительные (по игрушке, по картине, о предмете) Инсценировка Сюжетные Из опыта (по памяти) По аналогии По воображению (творческие) Пересказ фрагментовПриемы обучения рассказыванию Основные Вспомогательные Образец План Оценка Коллективное составление рассказа Частичный Воспроизведение Составление образец плана рассказа по частям Дублер Разбор плана Подсказ вариантов образца развития сюжетов Разбор образца Указание рассказа Подсказ слова, фразы Вопросы Схемы, модели Исправление Обучение пересказуПересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественное произведение. Последовательность ПриемыПервичное чтение (опускается, если произведение знакомо) Вопросы Образец чтения Упражнение Вторичное чтение Объяснение указания Показ наглядного материала Беседа Обращение к опыту детей Отраженный пересказ Чтение с установкой на запоминание и пересказ Подсказ слова, фразы Моделирование Пересказы детей Сопряженный пересказ Творческое рассказываниеВиды Условия Придумывание рассказа по картине Определенный объем знанийПридумывание рассказа по картине Достаточное развитие аналитико – синтетической деятельности мозгаПридумывание конца рассказа Определенный уровень речевого развитияПридумывание сказки, небылицы Придумывание рассказа (по плану)Придумывание рассказа по предложенной теме (самостоятельный выбор темы)Этапы ознакомления с живописьюПервый этап Структура Задачи Приемы Название картины, автор Создание интереса к живописи, Искусствоведческий к картине художника рассказ педагога О чем картина Что самое главное в картинеФормирование умения внимательно Постановка конкретныхее рассматривать и подробных вопросов Как оно изображено, цвет, построение, расположениеЭмоционально откликаться на ее Воссоздание событий Что изображено вокруг главногосодержание последующих и предшест- вующих произведению О чем думается, глядя на картинуРассказ – образец личностного отношения к картинеСтруктура Кто написал О чем, какими красками Какое передано настроение, Какие чувства, мысли, как называется написана картина что особенно понравилось возникают, когда смотришь на картину Второй этап Задачи Приемы Развивать умение самостоятельно анализировать Постановка вопросов более обобщенного содержание картины характера Выделять выразительные средства Прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действийФормировать умение «читать» картину Прием композиционных и колористических вариантовМотивировать эмоционально – логическое отношение к произведениюТретий этап Задачи Приемы Формирование умения мысленно создавать картину Сравнение картин по замыслу Готовить к самостоятельной творческой Постановка конкретных и подробных изобразительной и словесной деятельности вопросов Развивать анализ, синтез сравнения, обобщения Мысленное создание собственной картины по названию картины художника Различные дидактические игры Нетрадиционные приемы обучения рассказываниюЭлементы ТРИЗ МоделированиеИгры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представленияв рассказеК нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.Развивающий потенциал речевой средыРечевая среда Естественная Искусственная Неблагополучная Благополучная Речевая среда со специально установленными высокими развивающим потенциалом Развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называют ее развивающим потенциалом. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип открытости и закрытости. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.Принципы построения Принцип активности, самостоятельности, творчества. развивающей среды Принцип стабильности – динамичности. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона.»М.М.Кольцова. Для более успешного развития речи детей Подготовки руки ребенка к письмуРазвитие мелкой моторики является средством Предотвращении так называемого «писчего спазма» Если ребенок – маленький левша, то помочь ему адаптироваться в мире правшей. Создание развивающей среды Специальные игровые упражнения Условия для развития мелкой моторики рук Мероприятия по художественному труду Развивать тактильные ощущения и координацию движений Работа по подготовке руки к письмуИгры с мячомСюжетные этюды Игры с палочкамиРабота со штампами Работа с трафаретамиИгры с предметами ФизкультминуткиРазвитие межполушарного Содержание работы Ниткопись взаимодействия по развитию мелкой моторики рук Деревянные игрушки Пальчиковый театрПластилиновая мозаика Рисование пластилином Нанизывание бус Лепка из соленого тестаАппликация методом обрыванияЛитература:
  • Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
  • Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с.
  • Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) – М.,2009.
  • Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр. «Академия», 2012. - 256 с.