Методические рекомендации по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Автор: Гудкова Юлия Евгеньевна

Методические рекомендации  по организации обучения  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.Гудкова Юлия Евгеньевна, воспитательМБДОУ «Детский сад №35»Г. Михайловск, Ставропольский крайВведениеЗаконодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах  Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях  перехода  к процессам интеграции в образовании.  В нашей стране в 1970-1980 годы  начали отрабатываться модели помощи лицам с ОВЗ, в первую очередь такая помощь предлагалась детям с нарушениями слуха и зрения. Однако если  ранее в  коллектив детей с нормативным темпом развития интегрировались, как правило, дети с нарушениями сенсомоторных функций (позднооглохшие, глухие или слабослышащие, слепые или слабовидящие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имевшие выраженного снижения интеллектуальных способностей), то в последние годы возникли реально действующие модели интеграции детей с интеллектуальной  недостаточностью и со сложной структурой дефекта (дети с тяжелыми множественными нарушениями).Однако, проблема интегрированного воспитания и обучения в нашей республике до сих пор не решена. В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности  системы образования.  В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает  не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников  в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества. Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.Приоритетными направлениями этого процесса являются:1) своевременное выявление недостатков в развитии детей;2) организация коррекционной работы с детьми , имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;3)подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают  следующие социально значимые задачи:  1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической  и медико-социальной помощью;2) максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребёнка, что позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье;3)   обеспечение  родителей (опекунов) консультативной поддержкой;4)   подготовка  общества к принятию человека с ограниченными возможностями.Таким образом, дошкольное образовательное учреждение может организовать интегрированное воспитание и обучение детей даже в небольшом населённом пункте. Однако для оказания эффективной помощи нуждающимся детям, в детском  саду  должны быть созданы соответствующие условия.Условия организации интегрированного обученияи воспитания детей с ОВЗ в ДОУ.Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.Создание материально-технических  условий, обеспечивающих возможность организации пребывания и обучения детей в образовательном учреждении предусмотрено статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их психического и физического развития, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений дополнительные ставки педагогических (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) и медицинских работников.Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения. В том числе, образовательные учреждения должны быть лицензированы на осуществление в ДОУ конкретных  специальных  (коррекционных) программ.Актуальным является вопрос финансового обеспечения. Органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (в соответствии с «Рекомендациями по созданию условий  для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ» Минобразования РФ от 18.04.2008).При создании в образовательном учреждении общего типа условий для обучения детей с ОВЗ финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения, соответствующего типа и вида (письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 №АФ-213/03).Необходимо учесть и разработать меры материального стимулирования деятельности  педагогов и специалистов образовательных учреждений.Этапы сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики  является раннее выявление детей с ОВЗ. Второй этап - коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи  ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения( составляется на 1-3 месяца). Развитие ребенка с  ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей  обучающихся в условиях специальных (коррекционных) учреждениях, а так же детей, воспитывающихся в общеобразовательных   учреждениях  ( ДОУ и СОШ) должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:
  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  воспитанников (обучающихся);
  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;
  • профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
  • При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
  • диагностические исследования.
  • Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
  • Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
  • Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
  • Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
  • Стратегия  построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:
  • Выявление актуальных проблем ребенка.
  • Разработка путей поддержки и коррекции.
  • Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
  • Реализация намеченной программы.
  • Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании  ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:- психологическое сопровождение- логопедическое сопровождение-педагогическое сопровождение- социально-правовое сопровождение-лечебно-оздоровительное- также воспитательное сопровождение.Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы: Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.  При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.  Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.  Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.  Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии. Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:  создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;  осуществлять коммуникативную направленность обучения;  строго индивидуализировать обучение;  всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;  создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей. Предлагается соблюдать следующие обязательные направления работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ: 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.  умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физических нагрузках;  умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки);  понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);  умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении, сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду, мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.) 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.  прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;  умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта, стирка, глажка, чистка одежды и др.);  ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив растений, уборка игрушек и др.);  положительная динамика в участии в подготовке и проведении праздников, стремлении порадовать близких. 3. Овладение навыками коммуникации.  умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка житейских ситуациях;  умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;  освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;  расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении. 4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации. все дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:  адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;  использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;  расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные достопримечательности и др.;  умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;  умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки и т.п.);  умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение магазина ограничено часами его работы, посещение театра, общественного места требует определенной одежды и др.);  развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности замечать новое, включаться в совместную с взрослым исследовательскую деятельность;  накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;  развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять, присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.). 5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми;  освоение необходимых ребенку социальных ритуалов, умение корректно выражать свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, опасение;  умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за оказание помощи;  умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;  расширение круга освоенных социальных контактов. В организации коррекционного воздействия используются следующие принципы воспитания:  принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);  принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);  принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);  принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);  принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);  принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);  принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).Индивидуальная адаптационная программаИндивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в образовательное учреждение детям. Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.Индивидуальная адаптационная программа необходима также детям, поступающим в детский сад. Детям трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.Индивидуальная профилактическая программаИндивидуальная профилактическая программа и направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.Индивидуальная коррекционно-развивающая программаИндивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Примерное содержание индивидуальной адаптационной  программы (направления и формы работы):
  • Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
  • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
  • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями;
  • знакомство с обстановкой группы;
  • знакомство с воспитателями, работающими в группе;
  • вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания ребенка к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
  • установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;
  • вовлечение ребенка в игровую ситуацию с участием других воспитанников в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между детьми.
  • Укрепление нервной системы
  • Наблюдение у психиатра, совместный осмотр психолога и психиатра (2 раза в год.).
  • Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
  • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
  • Осуществление комплексного подхода в укреплении нервной системы (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
  • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
  • Укрепление эмоционально - личностной сферы
  • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
  • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
  • Овладение навыками самоконтроля.
  • Система групповых и индивидуальных занятий.
  • Развитие познавательной сферы:
  • Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные тренировки).
  • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
  • Формирование устойчивой адекватной самооценки:
  • Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
  • Индивидуальные беседы воспитателя, психолога, социального педагога.
  • Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
  • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
  •         6.Прогноз развития.   Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет дефектологу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа ребенка составляется сроком на 1-3  месяца. Далее ее содержание дополняется или изменяется.   Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка  после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ и воспитателей группы. Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. При составлении индивидуальной программы  необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с  отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.Следующим  этапом сопровождения в воспитательно-образовательном процессе является повторный консилиум,  на котором обсуждается  динамика развития ребёнка (положительная, волнообразная, незначительная, отрицательна и т.п.). Если возникают затруднения в осуществления в работе с ребёнком, то следует направить его на ПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.После этого участники ПМП-консилиума в ДОУ согласуют  деятельность по сопровождению ребенка с учетом рекомендаций ПМП-комиссии.Рекомендации по организации деятельности педагогови специалистов смешанной группыОсновным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:  - планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;- координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);- ведет необходимую документацию.Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются: - планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии)- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого  педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед – советы воспитателя);- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;- ведение необходимой документации.Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:- психологическое обследование воспитанников;- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;- консультирование персонала группы;- заполнение отчетной документации.Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;- ведение соответствующей документации.Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;    - планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;- ведение необходимой документации.Деятельность социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной зашиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;- ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии.ПриложениеПрограммы и учебно-методические комплекты (УМК)для детей с недостатками речи.
  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
  • Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных  учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной  к школе группе.Задачи программы: 1) помочь детям в овладении фонетической системой языка; 2) подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.
  • Программа обучения  правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Составитель С. А. Миронова.
  • Программа предназначена для детей  старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи, составлена на основе «Программы воспитания в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой. М.,1978)Коррекционные задачи:1) воспитывать общее и речевое поведение детей; 2) развивать психофизиологические процессы и формировать навыки пользования самостоятельной речью без заикания.Общеобразовательные задачи:1) расширять и углублять знания детей об окружающей жизни и природе; 2) обучать рассказыванию и развитию элементарных математических представлений; 3) обучать навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, аппликация, конструирование).В приложения включены примерные конспекты занятий, иллюстрирующие работу логопеда на 1-3 этапах коррекционной работы.
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
  • Программа предназначена для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет).Цели: 1) формировать у детей полноценную фонетическую систему языка; 2) развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях; 3) обучать изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений.Программа сопровождается методическими рекомендациями, в которых даётся характеристика недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения детей, раскрываются методы и приёмы их исправления, а также обосновываются принципы формирования стороны речи у детей с ФФН и описываются особенности взаимодействия логопеда и воспитателя.
  • Программа  коррекционного  обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
  • Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 2-3 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектомЦель: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.Задачи: 1) помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка; 2) формировать правильное произношение; 3) готовить к обучению грамоте, помочь овладеть её элементами; 4) развивать навыки связной речи.
  • Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
  • Цель: продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения  сложными формами словоизменения и способами словообразования.
  • Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
  • Учебно-методический комплект адресован логопедам, воспитателям и методистам ДОУ, детских садов, поликлиник, санаториев, а также родителям детей, имеющих речевое недоразвитие. Вошедший в комплект оригинальный практический и наглядный материал – результат 30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения.Цели: 1) проводить коррекцию общего недоразвития речи у детей 5-6 лет; 2) готовить  их к школе.Задачи: 1) выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности; 2) устранить фонетико-фонематическую недостаточность; 3) сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения; 4) развить связную речь; 5) предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.Представленная в учебно-методическом комплекте система коррекционно-развивающей деятельности педагогов ( логопеда и воспитателей) включает психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 5-6 лет, рекомендации по планированию работы воспитателя и логопеда  в старшей и подготовительной группах, примерные конспекты занятий, другие методические и наглядные материалы.
  • Проект программы логопедической работы с детьми средней группы (со 2     уровнем речевого развития при ОНР). Устранение общего недоразвития речи у дошкольников (практическое пособие). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
  • Задачи: 1) развитие понимания речи; 2) развитие словарного запаса; 3) формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов; 4) развитие фонематического слуха; 5) развитие звукопроизношения и формирования слоговой структуры.
  • Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева.
  • Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи 1-3 (по Р.Е.Левиной) и 4 уровня ( по Т.Б. Филичевой). В соответствии с авторским замыслом вся логопедическая работа в ДОУ может быть представлена как логическая и преемственная смена ступеней воспитания и обучения дошкольников с ОНР со свойственными каждой из них задачами и содержанием работы. В рамках каждой ступени выделены задачи и содержание подготовительного и основного этапов коррекционного обучения. Ступени воспитания и обучения соответствуют уровням речевого развития и возрасту детей (младший, средний, старший дошкольный  возраст).
  • Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
  • Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с 1-2 уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.Цель: выстраивать систему коррекционно - развивающей работы в младшей   логопедической группе, предусматривающую полное взаимодействие и  преемственность действий всех специалистов детского учреждения  и родителей дошкольников.         Задачи: 1) осуществлять языковое и познавательное развитие; 2) формировать художественно- творческие и музыкальные навыки; 3) укреплять физическое здоровье.         Разделы программы: речевое развитие, познавательное развитие, креативное развитие, физическое здоровье и развитие, нравственное воспитание, трудовое воспитание.         В методический комплект  к программе входит пособие для специалистов ДОУ, рабочие тетради для детей, комплекты дидактических игр, тетрадь с  методическими рекомендациями для родителей.     
  • Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н.С. Нищева.
  •      Программа рассчитана на пребывание ребёнка с общим недоразвитием речи в  логопедической группе ДОУ с 4-летнего возраста.    Цель: построить систему коррекционно - развивающей работы  в      логопедических группах для детей с ОНР -1-3 уровня речевого развития ( по Р.Е.Левиной),  4 уровня - (по  Т.Б. Филичевой) в возрасте 4-7 лет,   предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образования и родителей дошкольников.    Учебно-методическое обеспечение Программы составляют: методические рекомендации по планированию занятий воспитателя, примерные конспекты занятий, речевые карты, комплекты рабочих тетрадей, настольно-печатные игры и пособия для детей.11.Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника). Автор Г. А. Ванюхина.    Программа предназначена для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития (одарённых,  со средними способностями,  с речевыми и психологическими нарушениями) и может использоваться: в ДОУобщеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи ( ФФН, ОНР 2-3 уровня),  с задержкой психического развития.    Программа направлена на комплексное развитие у дошкольников  разносторонних познавательных способностей, на совершенствование умений получать и передавать информацию посредством действия, мышления и речи.    Цель: формировать и гармонизировать энергоинформационное пространство личности средствами природосообразного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей детей.    Учебно-методическое обеспечение программы составляют: базовое пособие  « Речецветик» ( 8 книг на 2 года обучения), книги-практикумы серии   « Помощники «Речецветика», развёрнутое тематическое и  календарное планирование, наглядно-практический и учебно-методический материал, методические брошюры.Программы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.
  • Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Авторы М. Питерси, Р. Трилар, Э. Бра
  • Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс.
  • Ступеньки: Комплексная коррекционно-разивающая программа для детей раннего и младшего возраста. Авторы О. Ю Кравец, И. А. Рыбкина.
  • Программы и УМК для детей с задержкой психологического (психического) развития
  • Ступеньки развития (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал) Автор Н.Ю.Борякова
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы). Авторы: С.Г.Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова
  • Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР (учебно-методический комплект). Авторы: Т.К.Белова, Р.В.Былич, И.Н.Волкова, И.А.Кузнецова, Г.Н.Максимова Научный редактор С.Г.Шевченко
  • Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Авторы: Г.А.Кузнецова, В.В.Колесникова, С.М.Тарамышева и другие. Научный редактор  Т.Г.Неретина
  • Играя – развиваем ( программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями) Авторы: Т.Н.Бабич, С.М.Елинова, В.А.Кузнецова, Л.Э.Калмыкова, Е.Л.Кириллова Научный редактор Л.Ф.Павленко
  • Программы и учебно-методические комплекты для детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Авторы: Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова
  • Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авторы: Е.А.Екжанова, Е.Н.Стребелева
  • Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Авторы: Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, Г.В.Цикото, А.А.Ерёмина, Н.Б.Жарова Научный редактор Н.Ф.Дементьева
  •                                              Литература.Бейсова, В.Е.Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е.Бейсова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008,176 с.Вебер, Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одарёнными детьми /Н.П.Вебер. – Нерюнгри, 2002,80 с.Екжанова, Е.А.Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова – М.: ТЦ Сфера, 2005,90 с.Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного  обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко. –М.: Права человека, 2001, 290 с.Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства РФ от 16.01.2002 г.О создании условий для получения образования детьми  с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ. Методическое письмо Минобразования РФ от 18.04.2008 г.Алексеева, В.В. Опыт работы интегрированного детского сада  / В.В.Алексеева, И.В.Сошина.- М.:Теревинф, 2004,112 с.Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными  возможностями, воспитывающихся в доме ребёнка / Ю.А. Разенкова. //Альманах института коррекционной педагогики РАО, 2003,№6.Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов / О.А.Степанова.- М.:ТЦ Сфера , 2008, 128с.Тюленев, П.В.Индивидуальная программа развития ребёнка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей  и педагогов / П.В. Тюленев.- М.:Просвещение , 2005, 154с.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: методическое пособие для учителей классов КРО / С.Г.Шевченко.- М.:Владос, 1999, 218с.Шипицина, Л.М.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста  / Л.М. Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н.Яковлева. – СПб.: Речь , 2003,240с.