Внеурочное мероприятие "В мире любимых книг"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное мероприятие "В мире любимых книг"
Автор: Альмеева Ралина Шавкатовна
Литературная викторина «В мире любимых книг».Литературная викторина по детским произведениям предназначена для учащихся 4 класса. Данный материал можно использовать для внеклассной работы по предмету, в проведении классных часов. Цель: приобщение детей к художественной литературе, развитие у учащихся эмоционально-эстетического восприятия произведений, расширение читательского кругозора.Задачи: -обобщить знания по детским произведениям; -развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.-воспитывать стремление к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.-способствовать развитию умения работать в группе.Условия викторины: Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко, 1 жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.Учитель: -Сегодня мы будем соревноваться в литературных знаниях и начитанности. Мы побываем в удивительной стране литературных героев.Давайте разделимся на 2 команды. За каждое задание командам будут начисляться баллы. Ваша задача набрать как можно больше баллов. Оценивать ваши ответы будет жюри.-Как вы думаете, какие задания вам придётся сегодня выполнять?Для успешного выполнения заданий сегодняшней викторины, вам помогут знания литературных произведений, сказочных героев, жанров литературных произведений и многое другое. Я вам желаю успехов и надеюсь, что вы покажете свои знания на отлично.1.Интеллектуальная разминка «Кто быстрей».-Какой друг Айболита имел две головы? (Тянитолкай).-Какая скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)- Кто назвал страну сказок «Лукоморье»? (А.С. Пушкин)-Кто написал книгу про Пеппи Длинный Чулок? (Линдгрен).-Сколько месяцев сидели у новогоднего костра в сказке Маршака? (12)- Под какой музыкальный инструмент собирала землянику девочка Женя из сказки писателя В. Катаева (дудочка).-Как звали главную героиню сказки «Цветик-семицветик»? (Женя)- Как звали наследника трёх толстяков? (Тутти)-Как звали девочку из сказок Кэрролла, которая считала столицей Парижа, Лондон? (Алиса).- Как звали домработницу Малыша из сказки А.Линдгрен? (Фрекен Бок)-Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы? (сковороду)- Кто автор «Лесной газеты»? (В.Бианки)- Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Чуковского. («Телефон»)- Как звали девочек, которые попали в королевство кривых зеркал? (Яло и Оля)2. Конкурс «Определи жанр».Командам предлагаются на карточках отрывки из произведений различных жанров, необходимо определить жанр.СказкаРассказБылинаБасняСтихотворение1)Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нём лежала ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать…2)Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.3)Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин.4)Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А Голубь молодой над ним же издевался… 5) У славного князя у Владимира был племянник — молодой Вольга Всеславьевич. Он всех удивлял силой-крепостью богатырской, а пуще того умом-разумом не по годам молодым…Ответ:Рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква».Иван-царевич и серый волк — русская народная сказка.Стихотворение А. Толстого «Осень»Басня И Крылова «Чиж и голубь».Былина «Микула Селянинович».3.Конкурс «Кто автор»?(Команды отвечают по очереди)- Кто написал рассказ «Стрижонок Скрип»? ( Виктор Астафьев)-Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)-Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)-Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)- Кто написал сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (Алексей Толстой)- Автор рассказа «Барсучий нос» (Константин Паустовсий)- Кто автор произведения «Дядя Федор, пес и кот»)? (Эдуард Успенский)- Автор сказки «Серебряное копытце». (Павел Бажов)- Кто написал «Приключения Незнайки и его друзей». (Николай Носов)- Кто автор «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (Александр Сергеевич Пушкин)4. Конкурс «Названия сказок».Каждая команда получает карточки со словами.- Здесь спрятались названия сказок. Попробуйте их восстановить.(Королева, красная, копытце, маленький, гадкий, шкура, дикие, спящая, красавица, шапочка, ослиная, снежная, серебряное, утенок, лебеди, принц)Ответ:Снежная королеваКрасная ШапочкаМаленький принцГадкий утёнокОслиная шкураСпящая красавицаДикие лебедиСеребряное копытце5.Конкурс «Узнай героя произведения по описанию».(Команды отвечают по очереди)1) До одного происшествия этот мальчик со своей подружкой жил дружно и весело, но однажды ему в глаз попал осколок зеркала эльфов, и он все стал видеть злым и безобразным. (Это Кай из сказки Г.-Х Андерсена «Снежная королева».)2) Этот сказочный герой учиться не хотел, но хитрость и сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле чудес в Стране дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь в каморке…(Буратино из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого)3) У этой героини вместо перинки в постели лежали несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе.(«Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен.)4) Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой. («Дядя Фёдор» Э Успенский.)5) В детстве все над ним смеялись, никто не хотел с ним дружить. Ему было очень плохо одному. Но однажды он превратился в красивого белого лебедя. («Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен).6) Этот забавный зверек жил в густом тропическом лесу, потом оказался в городе, приплыв на корабле в ящике с апельсинами. В зоопарк его не взяли, так как он оказался “совершенно неизвестным науке зверем”, он стал работать в магазине.(Это - Чебурашка, сказочная повесть “Крокодил Гена и его друзья” Эдуард Успенский).7) Это маленький человечек, коротышка, который живет в сказочной стране, населенной такими же малышами, как он. Он не хочет ничего знать, ничем не занимается. Больше всего на свете он любит фантазировать и отдыхать.(Это - Незнайка, роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей” Николай Носов).8) У этой героини ледяное сердце и холодная душа. Она равнодушна к страданиям других героев. Она сильна и могущественна, но ее власть заканчивается там, где смелость, доброта и любовь. Она боится искренних, добрых людей с горячим сердцем. (Это – Снежная королева, сказка “Снежная королева”, Г.- Х Андерсен).6. Дополните название литературного произведения. (Команды отвечают по очереди)Зимняя-------------(дорога) А.С.ПушкинСиняя --------------(борода), автор Ш. Перро.Серебряное--------(копытце) П.БажовЧерная -------------(курица), автор А. Погорельский.Оранжевое --------(горлышко) автор В. Бианки.Белый ------------- (пудель) автор А Куприн.Синие ------------- (листья) автор В. Осеева.Серая---------------(Шейка) Д.Мамин-СибирякЗолотой------------(ключик) А.ТолстойБарсучий ----------(нос) К.ПаустовскийАленький ----------(цветочек) С.АксаковМаленький --------(принц) А. Сент-Экзюпери7. Конкурс «Синквейн».Каждая команда готовит свой синквейн на героев басни И.Крылова «Ворона и Лисица». На выполнение задания даётся необходимое время. По окончании выполнения задания, капитаны команд зачитывают получившиеся синквейны, чтобы члены жюри могли оценить выполненное задание.Примеры: Первая героиня.1)Лисица.2) Коварная, проворная, льстивая3)Красиво говорила, обманула, добилась своего.4)Оставила ворону без сыра.5)Плутовка.Вторая героиня.1)Ворона.2)Доверчивая, глупая.3)Любит похвалу, верит, каркает.4)Выронила сыр.5)Простофиля.8.Конкурс «Угадай название сказки по опорным словам».(Команды отвечают по очереди)1)Сирота, мачеха, фея, бал, хрустальная туфелька, принц, полночь – «Золушка».2)Гномы, принцесса, мачеха, отравленное яблоко, волшебное зеркало – «Белоснежка».3)Емеля, печь, прорубь, говорящая щука, исполнение желаний – «По щучьему велению».4)Крот, нора, ласточка, мышь, скорлупка, эльф. («Дюймовочка») 5) Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева, дружба. («Снежная королева») 6) Море, принц, ноги, голос, колдовской напиток. («Русалочка») 7) Лебедь, утка, птичий двор, дупло, яйцо, мечты. («Гадкий утенок»)8) Болото, ключик, каморка, кот, лиса. («Буратино») 9)Великан, сапоги, король, мышь, косари. («Кот в сапогах») 10) Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)11)Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)12) Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)9. Конкурс «Корзинка заданий»(Члены команд по очереди берут из корзинки листочки со словами героев разных произведений, зачитывают и команда даёт ответ)— Мы, Мурёнка, с дедом в лес пойдём, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное Копытце, так и воротимся. Я тебе тогда всё расскажу.(Дарёнка из сказки П.Бажова «Серебряное копытце»)— Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь красок и кисточку.(Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)— Ах, когда же мне будет пятнадцать лет? — говорила она. — Я знаю, что очень полюблю и тот свет, и людей, которые там живут!(Русалочка из одноимённой сказки Г.-Х. Андерсена)- Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни.(Чудище из сказки С.Аксакова «Аленький цветочек») - Моя краса и радость недолговечна, и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!(Маленький принц из произведения Антуана Де Сент-Экзюпери)– Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.(Эдвард Григ из рассказа Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)— Еще бы не больно! Если хочешь знать, то я сейчас самый тяжелый больной в мире. И если уж я расшибся для твоего удовольствия, значит, ты и должен меня лечить…(Карлсон из произведения Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»)— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.(Лягушка из произведения Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница»)- А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!(Старик из сказки Владимира Даля «Девочка Снегурочка»)— Ах, ужасно плохо! — отвечала героиня — Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!(Принцесса из сказки Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине»)Учитель: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. Жюри подводит итоги. Объявляет команду победительницу. Вручает грамоты.