ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ НА УРОКЕ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ НА УРОКЕ
Автор: Митракова Татьяна Валентиновна
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ НА УРОКЕ ПО ПМ 03 «УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»Т.В. Митракова, преподаватель профессиональных модулейБПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж»В современных условиях конкуренции на рынке труда ветеринарных специалистов работодатели заинтересованы в специалистах, способных к активной научно-творческой, исследовательской деятельности, умеющих быстро ориентироваться в нестандартных профессиональных ситуациях, способных осваивать новые приемы и методы диагностики и лечения болезней животных.Отсюда следует, что исследовательская работа студентов – одно из важнейших направлений в деятельности учебного заведения. Научно-исследовательская работа многообразна и многоаспектна. И именно это многообразие и способствует формированию широкого спектра навыков, без которых невозможно в настоящее время выстраивание успешной профессиональной карьеры. Кроме того, навыки, формируемые в рамках научно-исследовательской работы, необходимы для успешного выполнения курсовых работ и ВКР. Поэтому, исследовательская работа должна являться частью учебно-воспитательного процесса, как непосредственно на занятиях, так и во внеурочное время. В процессе изучения ПМ 03 «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» реализуются три вида исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации:Учебно-исследовательская работа – это НИДС, с охватом 100% студентов. Она осуществляется непосредственно в ходе основного учебно-воспитательного процесса, то есть исследовательские методы внедряются в любое учебное занятие. Данная работа позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, освоить алгоритм проведения исследовательской деятельности, наметить пути дальнейшего освоения учебного материала, расширить обучающие возможности студентов, оценить полученные результаты (рефлексия).Выполнение учебно-исследовательской работы, независимо от ее вида, обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, т.к. студенты в процессе работы:1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (ОК 2).2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).4. Используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в профессиональной деятельности (ОК 5).5. Учатся работать в коллективе и команде (ОК 6).6. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. (ОК 9) и т.д.7. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. (ПК 3.4.)8. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья (ПК 3.6.)9. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия. (ПК 3.7)В ходе урока осуществляется работа по разработанному алгоритму для данного конкретного занятия, исследование, описание и сравнение патологических изменений, постановка диагноза, выявление причин смерти, оформление документации вскрытия, лабораторное исследование и определение качества и заключение о пригодности в пищу продуктов животного происхождения. Исследовательская работа на уроке основана на применении технологии практикоориентированного или проблемного обучения, с решением производственных ситуаций. Для достижения поставленной цели занятия применяются следующие формы и методы работы: исследование музейных экспонатов и боенского материала (отдельных частей трупа), написание сообщений и докладов, создание тематических словарей, производственных ситуаций, составление тестов, лекций-презентаций, видеороликов, оформление санбюллетеней, интерактивных плакатов, проведение деловых игр (мозговой штурм, круглый стол, «судебный процесс» «клинический случай» и другие). Использование на занятиях раздаточного материала (опорного конспекта) экономит время для проведения учебно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа дополняет учебно-воспитательный процесс, выходит за рамки учебной программы, способствует первичной специализации, в том числе и узкой, будущих выпускников, их профессиональному самоопределению. С этой целью на базе лабораторий «Патологической физиологии и патологической анатомии» и «Ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» создан и функционирует музей «Нормальной и патологической анатомии». На базе музея осуществляется индивидуализация процесса обучения, создание условий непрерывности профессионального образования посредством формирования навыков и умений самостоятельной поисковой, научно-исследовательской деятельности. Она позволяет студентам реализовать свое творчество, сформировать умения самостоятельно работать с патологическим материалом, изготавливать и обновлять музейные экспонаты, осуществлять профориентационную и экскурсионно-просветительскую деятельность, участвовать в реализации программ ДОП. Для проведения научно-исследовательской работы по модулю применяется педагогическая технология сотрудничества среди студентов разных курсов, одного курса, студентов и школьников, студентов и преподавателя, где преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности студентов.Публичные выступления – завершающий этап самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Они формируют у студентов навыки межличностного общения.Научно-практические исследования, являются частью внеаудиторной деятельности. Они направлены на научную специализацию выпускников. И включают курсовые и дипломные проекты практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций и т.д. Предлагаемые студентам темы ВКР, включающие в себя научно-практические исследования: «Оценка качества молока в условиях ГОНО «Осаново» Вологодского р-на», «Анализ диагностируемого случая при заболевании», «Анализ технологии убоя и первичной переработки КРС и свиней в условиях АО «Череповецкий мясокомбинат», «Исследование продуктов и сырья животного и растительного происхождения в условиях городского рынка» и т.дТаким образом, организованная учебно-исследовательская работа как целостная система является эффективным средством формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся и одним из определяющих факторов профессионального самоопределения.