Формирование функциональной грамотности у детей 5 – 6 лет
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности у детей 5 – 6 лет
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна
Методическая разработка: Формирование функциональной грамотности у детей 5 – 6 летПодготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуНа этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.Еще Шалва Александрович Амоношвили сказал, что мы принуждаем наших детей заучивать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира.Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизни дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в детских садах, и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.Авторский коллектив под. рук. Н. Ф. ВиноградовойДошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:который направлен на:• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;• формирование речевой активности дошкольников;• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.Российские международные средства показывают, что многие российские школьники, обладая значительным объемом знаний, грамотно пользоваться этими знаниями, не умеют и до недавнего времени понятие «Функциональная грамотность» в Российском образовании уделялось недостаточное внимание. Педагогический процесс, осуществляемый в традиционной форме, с опорой на объяснительно-демонстративный метод сейчас не эффективен. Это доказывает практика. Этот метод требует от детей воспроизведение услышанного, прочитанного, активизирует конкретно образное мышление в ущерб логическому абстракту. А если этот ребенок с особенно образовательными потребностями, которому нужен особый дифференцированный подход. А как здесь быть?Так что такое функциональная грамотность?Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То естьФункциональная грамотность связана с готовностью:- добывать знания;- применять знания и умения;- оценивать знания и умения;- осуществлять саморазвитие.Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность. Из которых формируются глобальные компетентности.Читательская грамотность :способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;расширять свои знания и возможности;участвовать в социальной жизни.Естественнонаучная грамотностьспособность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.Математическая грамотностьспособность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.Что такое читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность, я об этом говорить не буду, т. к. об этом скажут коллеги.Из этого вытекает глобальные компетенции.Так что такое глобальные компетенции? Это• Способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде;• способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;• осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;• вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.И инструментарий педагога должен, направлен, прежде всего, на управление поведений, на разрешение конфликтов, на умение правильно вести себя в незнакомой среде – культурной, профессиональной, социальной.И на это нацелена государственная политика в сфере образования.Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,- организация и совершенствование предметно- развивающей среды- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.Функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.Желаю всем успехов и высоких результатов!Муниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны«Формирование функциональной грамотности у детей 5 – 6 лет.»г.Ростов-на-Дону2024г