Развитие речи старших дошкольников с использованием технологии «лего-сказки»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи старших дошкольников с использованием технологии «лего-сказки»
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна
Методическая разработка: Развитие речи старших дошкольников с использованием технологии «лего-сказки»Аннотация. В статье рассматривается одна из новых технологий развития речи дошкольников – «Лего-сказки». Материал статьи содержит описание основных положений методики, способы развития речи через занятия с Легоматериалами. Ключевые слова: речевое развитие, технология, Лего-сказки, старший дошкольный возраст. Развитие речи у старших дошкольников является наиболее важным в процессе их обучения. На этом этапе дети уже владеют базовыми навыками общения, но им необходимо продолжить развивать свою речь, расширять словарный запас, учиться выражать свои мысли более точно и четко. Проблемы в речи современных дошкольников комплексные – не в отдельных нарушениях структурных компонентов речи, будь то звукопроизношение или недостаточность объема словаря. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Всё более разнообразными и содержательными становятся виды деятельности ребёнка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специальные речевые занятия, а также повседневное общение с взрослыми в быту . Педагогические исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, М.М. Кольцовой, В.И. Логиновой, О.С. Ушаковой, В.И. Ядэшко и др. посвящены отдельным аспектам речевого развития дошкольников и проблемам развития связной речи. Современные дети с раннего возраста сталкиваются с широким выбором игрушек и развлечений, в том числе и различными электронными устройствами. Однако несмотря на это, многие родители и педагоги придерживаются традиционных методов развития ребенка, основанных на игре и взаимодействии с окружающим миром. Но в современных условиях «возрастает потребность в трансляции и обобщении положительного опыта образовательных организаций, чьи практики уже показали свою применимость и эффективность в работе» . Конструктор Lego (Лего) – это не простая игрушка, а развивающая игра, которая создана в помощь ребенку для того, чтобы наилучшим образом узнавать окружающий взрослый мир. Конструктор способствует развитию у ребенка мышления и фантазии, раскрытию творческого потенциала в самом раннем возрасте. Одной из таких инновационных методик является использование технологии «Лего-сказки» для развития речи старших дошкольников. Эта методика предполагает создание с помощью конструктора Лего-набора персонажей и предметов из любимых детских сказок, а затем использование этих объектов для повествования о происходящих в них событиях. Рассмотрим принципы работы с этой технологией, её преимущества перед классическими методами обучения и результаты экспериментального применения «Лего-сказок» для развития речевых способностей детей дошкольного возраста. Методика основывается на создании с помощью конструктора Легоперсонажей и объектов из сказок или вымышленных историй. Далее дети выстраивают связную сюжетную линию, используя готовые элементы или создавая новые. Такой подход позволяет детям активно участвовать в процессе обучения, развивая свою фантазию и творческие способности. Кроме того, использование «Лего-сказок» помогает детям улучшить навыки коммуникации, поскольку они вынуждены общаться друг с другом и объяснять свои мысли. В процессе работы с «Лего-сказками» дети учатся описывать персонажей, изображать сюжетные линии, создавать диалоги между героями и передавать эмоциональную окраску текста. Дети получают возможность не только развивать свою фантазию и творческий потенциал, но и тренировать речь. Ребенок принимает активное участие в процессе описания своих сказочных героев и событий. При этом педагог может помочь ребенку расширять его словарный запас за счет использования новых слов и описаний при создании новых персонажей или элементов сказки. Также педагог может проводить анализ уже созданных детьми сюжетов для выявления ошибок в лексике и грамматике. Е. Мазаева предлагает нетрадиционный подход к применению конструктора в деятельности детей, направленный на их речевое развитие, а именно – развивающие речевые игры по разным направлениям: звукопроизношение, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй, связная речь, подготовка к обучению грамоте с применением разных видов конструктора. Технология «Лего-сказки» является эффективным методом развития речи у старших дошкольников. Играя с конструкторами Лего, дети могут создавать свои собственные истории и персонажей, которые помогают им развивать фантазию и мышление. Кроме того, использование этой технологии позволяет детям научиться рассказывать свои идеи вслух, описывать происходящее и работать в группе. Для этого можно проводить специальные занятия, на которых детям предлагается создавать сказки с помощью Лего-конструкторов. В ходе таких занятий педагог может задавать вопросы, направленные на развитие речевых навыков у детей: «Кто главный герой вашей сказки?», «Что он делает?» или «Как вы можете добавить больше действий в вашу историю?». Использование технологии «Лего-сказки» сочетает в себе игровую деятельность и обучение. Исследования показали, что использование такой технологии положительно влияет на развитие речи у старших дошкольников. Данная методика способствует формированию лексических и грамматических навыков и умений, а также культуры речи и коммуникативных умений. Одним из ключевых преимуществ данной технологии является её доступность для всех детей, вне зависимости от индивидуальных особенностей развития. «Лего-сказки» могут быть использованы как в рамках индивидуальной работы с ребёнком, так и в групповом формате при проведении занятий по различным образовательным программам. Благодаря интерактивному характеру занятий с использованием конструктора Лего и созданию своих сказок дети получают возможность научиться выражать свои мысли более чётко и точно, а также учатся работать в команде, что является необходимым навыком для успешной социализации в будущем. Конструктор LEGO «Построй свою историю» специально разработан для развития языковых навыков. С его помощью дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. Таким образом, технология «Лего-сказки» позволяет превратить обучение речи из скучного и монотонного процесса в захватывающую игру для детей. Благодаря этому они не только легче осваивают новые знания, но и начинают больше интересоваться миром слов и рассказами. ЛИТЕРАТУРА1. Абсалямова А.Г., Николаева О.Ф. Проблема формирования культуры творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 9. – С. 30-33. 2. Лазарева М., Федина Н., Звезда Л., Тарасенко Т. Лучшие практики (модели) раннего развития детей в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 2. – С. 81-86. 3. Мазаева Е.В. Речевые игры с Лего. – Москва, 2019. – 25 сМуниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны« Развитие речи старших дошкольников с использованием технологии «лего-сказки».г.Ростов-на-Дону2024г