Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Автор: Коновалова Оксана Михайловна

Государственное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский Сад 72 "Весёлая Планета" Комбинированного Вида Городского Округа Мариуполь" Донецкой Народной РеспубликиКоновалова Оксана МихайловнаУчитель-логопедПриёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возрастаАктуальностьОбогащение словарного запаса детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач в системе подготовки ребенка к школе. На этапе дошкольного образования происходит активное формирование языковых навыков, которые окажут значительное влияние на дальнейшее обучение и социализацию ребенка. В условиях современного мира, когда информация доступна в огромных объемах, умение эффективно использовать язык, говорить и понимать, становится ключевым для всестороннего развития.Задачи
  • Развитие фонематического восприятия – обучение детей различать звуки и их сочетания, что важно для формирования навыков чтения и письма.
  • Расширение активного и пассивного словарного запаса – знакомство детей с новыми словами, их значениями и правильным использованием в речи.
  • Формирование грамматических навыков – обучение детей правильному употреблению слов в контекстах, развитие понимания форм слова и предложений.
  • Стимулирование интереса к чтению – приучение к литературным произведениям, что способствует обогащению словарного запаса и развитию воображения.
  • Развитие коммуникативных навыков – обучение детей навыкам общения, умению слушать и задавать вопросы.
  • Цели
  • Обогащение словарного запаса – привить интерес к новым словам и понятиям через игровые формы и занятия.
  • Развитие речевой активности – создать условия для свободного выражения мыслей и чувств.
  • Формирование навыков совместной деятельности – участие в играх и задачах в группе, что способствует не только обогащению словарного запаса, но и развитию социальных навыков.
  • Приёмы обогащения словарного запаса
  • Словесные игры – использование настольных игр, лото, кроссвордов и других заданий, которые помогают детям усваивать новые слова в игровой форме.
  • Чтение книг – регулярное чтение книг, обсуждение прочитанного, задавание вопросов, развитие понимания и активного использования новых слов.
  • Тематика занятий – использование тематических занятий, на которых вводятся новые слова и понятия, например, «Животные», «Профессии», «Природа».
  • Метод «вопрос-ответ» – работа в парах, где один ребенок задает вопросы, а другой отвечает, развивая навыки активного слушания и пополняя словарный запас.
  • Сказкотерапия – создание сказок с использованием заранее подготовленных слов, что поможет не только обогатить словарный запас, но и развить воображение.
  • Использование мультимедиа – просмотр обучающих видео и слушание аудиосказок, что позволит детям познакомиться с новыми словами и выражениями в другом формате.
  • Арт-терапия – рисование или создание поделок на заданную тему, где дети рассказывают о своих произведениях, используя новые слова.
  • ЗаключениеОбогащение словарного запаса детей дошкольного возраста – это комплексная задача, требующая применения различных методов и технологий. Чтение, игрa, творчество и общение создают уникальные возможности для расширения языкового опыта ребенка, что в свою очередь формирует его уверенность в себе и готовность к школе и дальнейшей жизни. Список литературыВыготский, Л. С. (1982). Мышление и речь. М.: Просвещение.Зимняя, И. А. (2001). Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. М.: Інститут психологии РАО.Лынкова, А. Н. (2010). Обогащение словарного запаса детей. Практическое руководство. М.: Академический проект.Богоявленская, Е. А. (2015). Речевое развитие детей дошкольного возраста. М.: Феникс.Костюченко, Н. Н. (2009). Методы и приемы обогащения словарного запаса детей. М.: Сентябрь.