"Диагностика и развитие детской одарённости в процессе конкурсной деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Диагностика и развитие детской одарённости в процессе конкурсной деятельности"
Автор: Нонне Ивановне Прокофьевой
«Диагностика и развитие детской одарённости в процессе конкурсной деятельности» Прокофьева Нонна ИвановнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Котовская детская школа искусств»Аннотация: в данной статье рассматривается проблема выявления и дальнейшего творческого развития одарённых детей в результате конкурсной деятельности, как одной из форм комплексного подхода. Дается расшифровка категорий «одарённые дети» и «конкурс», представлен генезис конкурсного движения, его противоречивые стороны. В публикации отмечена актуальность проблемы, рассмотрен широкий спектр конкурсной деятельности. Отдельно затронута исполнительская конкурсная деятельность, важные моменты подготовки к выступлению и подбор удачного репертуара. Также представлены преимущества дистанционных форм конкурсных мероприятий. Ключевые слова: одарённые дети, диагностика, конкурс. В современных условиях, в век стремительных событий и скоростей, одним из главных направлений в образовании и культурном развитии на государственном уровне обозначена работа с творчески одарёнными детьми. Проблема выявления и развития детской одарённости волновала педагогов на протяжении многих столетий. В последние годы интерес к ней особенно вырос в связи с потребностью общества в неординарной творческой личности. Именно в детском возрасте происходит становление способностей и проявление успешности в различных видах деятельности. Учреждения дополнительного образования, какими являются детские школы искусств, решают важные задачи диагностики и дальнейшего развития творческих возможностей детей, сочетая традиции и опыт по воспитанию и выращиванию талантов с возможностью самореализации каждого ребёнка в той сфере искусства, которая ему особенно близка. Понятие «одарённые дети» применительно к детям, обладающим большим потенциалом, по сравнению с их сверстниками. Одарённых детей не может быть много, их единицы, и эти звёздочки важно разглядеть как можно раньше и всячески поддержать. В работе с одарёнными детьми важен комплексный подход с использованием различных форм творческой деятельности. Одной из таких форм выявления и развития дальнейшего творческого потенциала одарённых детей является конкурсная деятельность. Само понятие конкурс имеет латинские корни и много синонимов: соревнование, борьба, состязание, игра, поединок. Исторически конкурсы появились в 12-13 веках в Германии и были связаны с искусством миннезингеров. Это были соревнования лучших немецких певцов, так называемые певческие турниры. Аналогичные поединки между трубадурами были во Франции. Известно, что конкурсы устраивали также в амфитеатрах Римской империи и в Древней Греции, где победителей чествовали лавровыми венками. Поединки певцов в Средневековье сменялись в эпоху Ренессанса практикой импровизации на разных музыкальных инструментах: органе, клавесине, фортепиано, скрипке. Конкурсное движение было актуальным всегда и во все времена для выявления ярких дарований, поддержки их исполнительской формы и профессионального совершенствования. Конкурс любого типа и статуса – это всегда определённое целеполагание, а цель – это результат, устойчивая мотивация для дальнейшего творческого роста, повышения интереса к публичным выступлениям. В настоящее время конкурсное движение охватило все сферы и направления детского творчества. Широкий спектр конкурсов исполнительской, научно-исследовательской, проектной направленности позволяет юному конкурсанту оценить свои возможности в сравнении с другими соперниками в соревновательной форме, повысить уровень задач на перспективу и в результате закрепить стойкую мотивацию к процессу обучения. Однако, природа конкурсов противоречива: с одной стороны, дальнейшее профессиональное совершенствование, общественное признание, эмоциональный подъём, с другой стороны - чрезмерная нервная нагрузка, нередко субъективность жюри в оценке конкурсантов. Тем не менее, при всех противоречиях, конкурсная деятельность является интересной проблемой и с психолого-педагогической точки зрения, и с точки зрения реализации исполнительских возможностей каждого учащегося, независимо от степени его одарённости. В жизни каждого ребёнка любое публичное выступление, любой даже самый скромный по статусу конкурс – это всегда событие. И это событие не только для отдельной личности, но и для учебного заведения в целом, как показатель профессионализма педагогических кадров. Подготовка к конкурсному выступлению требует больших усилий и серьезного отношения. Особенно это касается исполнительских конкурсов.Исполнительские конкурсы и фестивали осуществляют целую комплексную программу педагогических, психологических, методических, исполнительских, творческих, коммуникативных задач и проблем, Результатом успешного конкурсного участия является плодотворная совместная деятельность педагога, учащегося и родителей. В этом триединстве ярко прослеживается использование технологии педагогика сотрудничества. Все участники действуют сообща, имея единое целеполагание и стойкую мотивацию. Особенно показателен в педагогике сотрудничества личностно-ориентированный подход к учащемуся, где главным является создание ситуации успеха как мотивации для дальнейшего совершенствования и развития творческих качеств и индивидуальных способностей. Педагог должен проявить особую мудрость и профессионализм в подборе удачного репертуара, исходя из возможностей ученика, его темперамента и индивидуальных «плюсов» и «минусов». Тема выбора репертуара важна и актуальна для любой возрастной группы, меняется лишь сложность, а высокая планка художественных задач, отделка и детализация материала остаются постоянными. В конкурсной программе ученик-исполнитель должен чувствовать себя комфортно и свободно, получать удовольствие от исполнения. Завышенная трудность программы вызывает внутреннюю зажатость и внешнюю скованность игрового аппарата, что неизбежно отражается на качестве исполнения. Не менее важным условием в процессе подготовки к конкурсному выступлению является систематизации и правильная организация занятий, точный расчет времени для подготовки, высокий уровень художественных задач для создания законченного образа. После конкурсного выступления педагог должен проанализировать исполнение, обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой вид деятельности развивает познавательные навыки у одаренных детей, их критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.Не менее важны в этот период поддержка и верный настрой родителей, создание благоприятных комфортных условий для систематизации домашних занятий. Подобная целенаправленная работа способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанной дальнейшей профессиональной ориентации, связанной с исполнительским творчеством.В настоящее время количество конкурсов увеличилось в разы. Школы искусств выходят на более высокий межрегиональный, всероссийский и даже международный уровень, закрепляя участия достойными результатами. Вовлечение учащихся в систему творческих состязаний с целью поощрения, стимулирования - это важная ступень творческой деятельности учащегося, которому предоставляется возможность публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и компетентности. Дипломы и награды, полученные на конкурсах, помогают учащимся оценить свои способности, профессионально совершенствоваться и ориентироваться в дальнейшем.В детских исполнительских конкурсах очень важно поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест, дублировать призовые места, учреждать достаточное количество дипломов и всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов за отдельные заметные достижения: например, за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы, кантилены), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т. п.Каждый ребёнок – это творческая индивидуальность, у каждого свой неповторимый темперамент. Есть немало способных детей, для которых участие в конкурсах имеет большое значение, но в силу различных причин, например, отсутствие сценической выдержки, мобильности для разучивания программы и др. публичные выступления становятся невозможными. Такие способные дети могут проявить себя в проектной, научно-исследовательской деятельности, дистанционных интернет-конкурсах, получивших распространение в связи с развитием новейших информационных технологий. Нельзя не согласиться тем, что выступление в «живом» исполнении гораздо сложнее и более непредсказуемо, чем отправление записи выступления, которое можно продублировать, выбрав наиболее удачный вариант. Но отказываться от подобных дистанционных интернет-конкурсов не представляется целесообразным, ведь для большинства детей - это единственная возможность стать участником конкурса, стимул для дальнейшего творческого развития. У дистанционных форм немало преимуществ: например, географическая свобода, временное удобство, расширение кругозора с применением полученных знаний в повседневной жизни. В этом плане показательны музыкальные олимпиады, теоретические конкурсы, учебные исследовательские проекты. В подготовке к подобным мероприятиям используется метод проектной технологии, позволяющий активизировать самостоятельность учащихся в процессе подготовки. Таким образом, конкурсная деятельность, являясь одним из звеньев системы комплексного подхода в работе с одарёнными детьми, позволяет оптимизировать процесс диагностики и поддержки юных талантов, совершенствования их исполнительской формы, творческой активности и самостоятельности, с одновременным повышением профессиональной компетентности педагога. Участвуя в творческой деятельности, наши одаренные дети, укрепляют традиции, находят новые выразительные средства и приёмы в исполнительском искусстве, развивают артистизм, совершенствуют виртуозность, расширяют кругозор и оттачивают свой художественный вкус. Благодаря подготовке и участию в конкурсных мероприятиях выполняется одна из основных педагогических задач – воспитание творчески мыслящего человека, с перспективной профессиональной творческой ориентацией.Литература:Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1Бахтин М. М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991Богоявленская Д. Б. «Пути к творчеству», М., 1981.Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М., 1991Матюшкин А. М. Загадки одарённости. – М., 1993Теплов Б. М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М., 2004.Юркевич В. С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность», М., 1996Интернет-ресурсыСавенков А. И. «Одаренные дети в школе и дома» - режим доступа: Мастер-класс «Одарённые дети» - режим доступа :http://socobraz.ru/Методический семинар «Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей» - режим доступа: