Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Автор: Евстафьева Елена Николаевна

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста1.1. Основные принципы музейной педагогики1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогикиДошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы ( «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п.На практике эта удачная встреча происходит отнюдь не часто. Обычно крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. Бытует точка зрения, согласно которой беседовать с детьми дошкольного возраста на такие «взрослые» темы еще рано. Известно, что о сложном говорить простым, доступным, ясным языком трудно. А в результате зародившийся огонек любопытства гаснет, и неизвестно, разговорится ли он вновь, когда, по мнению взрослых и мудрых, ему настанет пора. Кстати, задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В.Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. 1.1.Основные принципы музейной педагогикиТермин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже XIX - XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена[25,45]Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают, что музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальный и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «омузеивании» образования или об «образовании культурой»[25,46]. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители , осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музеи, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положительным образом, а нередко отказываются от очередного посещения музея. Словом, количество никак не переходит в качество.Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявление главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно что надеяться на то, что человек впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научиться в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.На предваряющих музейное посещение занятиях педагог должен раскрыть своим воспитанникам смысл такого феномена, которым является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия ( «время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.«Бабушкины чердаки и сундуки», семейные альбомы и реликвии - незаменимые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педагога имеется большой выбор видеоматериалов и других иллюстративных материалов, открывающий богатейший мир коллекций российских и зарубежных музеев.Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначает весьма конкретное явление и призывают к целенаправленным действиям. Культурное наследие во всем его многообразие должно служить в качестве противоядия против псевдоценностей, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны научить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурное.Я слышу - и забываю.Я вижу - и вспоминаю.Я делаю - и постигаю.Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:То, что слышим, - 10%.То, что видим, - 50%.То, что делаем, - 90%.В основе развивающих методик музейной педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, в частности американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов», и рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога Жана Пиаже «Понятие вырабатывается у ребенка только в результате самостоятельного действия с предметом» и педагога Иоганна Генриха Песталоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которым подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложней психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить»[24,58].На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - «знание через руки». В большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах и мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка.Изучение и анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов позволили предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а так же праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и наибольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Культуры, которые живут в моем доме».Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами и т.д., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир и культура», «Музей и окружающий мир» и др.Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.1.2. Мини-музеи ДОУ.Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев - научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, краеведческие и др. Возникли в XV - XVI веках.Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения.Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и , при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода. Цели мини-музея:1.Реализация направления «Музейная педагогика».2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.4.Формирование у дошкольников представлений о музее.5.Расширение кругозора дошкольников.6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.9.Развитие творческого и логического мышления и воображения.10.Формирование активной жизненной позиции[14,26].Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции: групповое помещение, раздевалка, помещения для дополнительных занятий, студии, холлы.Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.1.Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.2.Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.3.Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями. 1.3.Воспитание средствами музейной педагогики.Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту.Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка.“Диалог” с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея[2, 39].Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОУ - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Освоение содержания дошкольного образования составляют исследовательский метод обучения Савенкова А.И., комплексная программа «Детство» Логиновой В.И. и Бабаевой Т.И., синтез искусства Куревиной О.А.[1,6-7]В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные.Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе.Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музее города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка.Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо-туристической деятельности.Практическая деятельность в свою очередь включает:-собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок;-совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов, проектов;-экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдений.Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии.Важно, прежде всего способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно-образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве целесообразны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, «сократовский способ», поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие.В практике работы ДОУ апробированы следующие формы работы с аудиторией:-организация интерактивных выставок (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей);-создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских);-организация праздников (с привлечением деятелей культуры, театра, филармонии и т.п.);-работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи)-игротека для детей, педагогов и родителей;-организация совместной художественной деятельности;-авторские художественные выставки групп детского сада в холле[1,6-7].Выводы На основе проведенного анализа принципов музейной педагогики, воспитательных возможностей мини-музеев ДОУ были сделаны следующие выводы:1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.2. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.3. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время.4. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.5.Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-72.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-413.Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.4.Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.5.Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.6.Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина ошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.727.Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.8.Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.9.Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.10.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.11.Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.11512.Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова - Дошкольное воспитание, 2008, № 4. стр.11113. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.14.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.15.Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.: Линка-Пресс, 2003.16.Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное воспитание, 2002, № 5. стр.98.17.Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров ошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.6618.Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.19.Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.20.Трунова М. Секреты музейной педагогики / М.Трунова - Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.3821.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т. Т.2. Сост. С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1988.22.Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» / Э.Фаткуллина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.126.23.Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.24.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова ошкольное воспитание,2008, №3.25.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44-50.26.Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61ПРИЛОЖЕНИЯ