Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (адаптированная) художественной направленности по ручному труду «Рукодельница»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (адаптированная) художественной направленности по ручному труду «Рукодельница»
Автор: Татьяна Андрисовна Бирульс

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида _______________________»ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНОпедагогическим советом заведующий МБДОУпротокол №1 «Д/сот ____________г _______ Приказ № __ от ______ гДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа даптированная)художественной направленности по ручному труду «Рукодельница»для детей 6-7лет( срок освоения 1 год) Автор - составитель: воспитатель первой квалификационной категории, г. Шадринск2022 СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка…………………..…………………………………………. 3 1. Учебный план ……………….……………………………………………………. 42. Календарный учебный график…………………………………………………… 43. Содержание программного материала. ………………………..…………….…..44. Планируемые результаты…………………………………………………………115. Оценочные материалы…. ………………………………………………………..126. Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы …………………………………………………………….13 Методическая литература……………………………………..………….……..13 Пояснительная запискаПрограмма «Рукодельница» (далее Программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего  дошкольного возраста. Основной направленностью программы, является, творческое знакомство детей с профессией швеи, процессом ручного шитья через изготовление элементарных изделий из ткани. Она направлена на формирование общей культуры, формирование у подрастающего поколения интереса к профессии, к истории народного творчества, уважению к труду людей.Цель программы: развитие трудовых, творческих способностей детей путем привлечения к ручному труду. Развитие художественноэстетического творчества. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи программы:Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой). Познакомить детей с видами и свойствами ткани, с некоторыми техниками работы с тканями, с видами швов, выполняемых при ручном шитье (вышивании).Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, усидчивость и аккуратность.1. Учебный планПрограмма «Рукодельница» реализуются с детьми старшего дошкольного возраста. Условный учебный час составляет:- в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (не более 35 мин.);2. Календарный учебный график Образовательная деятельность реализуется в объеме 13 недель в первую половину года и 19 недель во вторую половину года. Две недели в начале и конце учебного года отводятся на мониторинг детского развития (оценка индивидуального развития детей). В середине учебного года для воспитанников организуются зимние каникулы, во время которых проводятся досуговые занимательные мероприятия. В летние каникулы рекомендуется увеличивать продолжительность прогулки, проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие досуговые мероприятия. 3. Содержание программного материала.Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему программа «Рукодельница», является необходимой составной частью воспитательно образовательного процесса. Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные творческие работы. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.Программа по творческому обучению старших дошкольников, основана на теоритических и практических занятиях, где дети знакомятся со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, способами работы швейной иглой, а так же изучают технику безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию. Отличительные особенности предлагаемой программы от других программ, заключаются в том, что содержание её ориентировано на развитие детской трудовой деятельности. Побуждает дошкольников к полезному труду через ознакомление с процессом ручного шитья и изготовления изделий из ткани. Содержание программы так же позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к посильной трудовой деятельности, развивает усидчивость. 4. Технологическая карта по формированию умений и навыков 6-7 летПланируемые результатыДети будут знать:- технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, используемыми при шитье;- способы пришивания пуговицы различных форм к лоскутку ткани;- самостоятельно наносят выкройку на ткань и вырезают ножницами;- основные виды швов при ручном шитье и типы ткани. - технологическую последовательность изготовления несложных изделий.Дети будут уметь:- осуществлять подбор инструментов, необходимых для изготовления изделий;- следовать инструкции педагога, изготавливать изделия, ориентируясь на пошаговую схему изготовления; выполнять по образцу; - с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;- самостоятельно определять количество деталей в изделии;- передавать с помощью изделий окружающие объекты;- уметь рассказать о своих изделиях.Достижения ребенка (Что нас радует)- ребенок осознано понимает роль труда в жизни человека;- проявляет устойчивый познавательный интерес к ручному труду;- любит по собственной инициативе изготавливать предметы для украшения интерьера, принимает участие в процессе выполнения коллективных работ;- анализирует свои работы, схемы, выделяя основные части, их пространственное и функциональное назначение;- анализирует предстоящую работу и определяет последовательность действий;- изготавливает изделия по словесной, пошаговой инструкции, по готовым схемам;- усложняет, преобразует работу;- посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой, он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хороший помощник, труд ребенка результативен, основан на самоконтроле.5. Оценочные материалы6. Перечень информационного и материально-технического обеспеченияреализации программыМетодическая литература1. Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.2. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками; Ярославль, «Академия развития», 1997.3. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде – М. : Просвещение, 1983.4. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Учебное пособие для пед. институтов– М. : Просвещение, 1987.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.7. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994.