Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи.
Автор: Морозова Ольга Сергеевна

Урок по предмету «Родной язык» в 4 классе.Тема урока: Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи.Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся представлений о возникновении, назначении и правильном употреблении знаков препинания.Задачи урока:Образовательные: способствовать формированию у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, умению правильно употреблять знаки в письменной речи.Развивающие: способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.Воспитательные: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.Тип урока: урок открытия новых знаний.Дидактические средства: - учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов и др.;- карточки с заданиями для групповой работы.Технология: технология критического мышления.Методические приёмы: инсерт, кластер, мозговой штурм.Планируемые результаты. Личностные УУД:- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности;- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.Предметные УУД:- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;- совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.Метапредметные УУД:Регулятивные:- принимать и сохранять учебную задачу;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатуКоммуникативные:- контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.Познавательные:- строить сообщения в устной и письменной форме;- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Ход урока.1. Организационный момент.2. Вызов. А.- Ребята, перед вами текст стихотворения. Прочитайте его вслух.+ (Чтение вслух 1 учащимся).В реке там рыба на бугреМычит корова в конуреСобака лает на забореПоет синичка в коридореИграют дети на стенеВисит картина на окнеУзоры инея в печуркеГорят дрова в руках девчуркиНарядная там кукла в клеткеРучной щегол поет салфеткиТам на столе лежат конькиК зиме готовят там очкиЛежат для бабушки тетрадкиВсегда содержатся в порядке- Кто прочитал бы так же? Кто прочитал бы иначе?+…….- Почему возможны такие варианты? Объясните выбор.+ Появляется смысл/ получается небылица.- Что меняет стихотворение?+ Паузы.- Чего не хватает в письменном тексте, чтобы были паузы в нужных местах?+ Точек.Б. Определение темы, постановка целей урока.- Предположите, какой будет тема урока?+…Знаки препинания.- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?+ Какие бывают знаки препинания? От чего зависит их постановка? Для чего они нужны? ……- На уроке постараемся найти ответы на поставленные вопросы. Важную информацию отразим в схеме. 3. Осмысление.- Что знаете о постановки точки на письме?+ Ставится в конце предложений (законченной мысли).- Расставьте точки и запишите стихотворение в тетрадь.+ (Самостоятельная работа с фронтальной проверкой).- Какую роль играет точка в письменной речи?+ Позволяет увидеть границы предложения, помогает понять содержание.А.- О том, какие бывают знаки препинания, когда они появились, прочитайте в учебнике, § 8, № 1. При чтении делайте следующие пометки на полях: «V» - знал ранее,» «+» - узнал сейчас. По заданию учебника выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.+ (Чтение с пометами, выполнение письменного задания)- Какие слова выписали?+ Точка, двоеточие, многоточие, точечный (разум).- Что нового узнали из материала? Что заинтересовало?+…..Б.- На самом деле знаков препинания в современном русском языке стало больше и с ними вы познакомитесь в старших классах. Чтобы научиться с ними общаться, важно понять, что является основанием для их использования. Объясните, как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении».+Знаки подсказывают, где делать паузу, с какой интонацией произносить фразы: вопросительно или утвердительно, восклицательно или невосклицательно.- Какую информацию впишем в схему?+ Знаки препинания помогают выбрать нужную интонацию.- Известен факт переписки французского писателя Виктора Гюго со своим издателем. Закончив писать роман, Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к нему письмо. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак. Как вы думаете, поняли ли он друг друга? Что сказали такими письмами?+……- Приходилось ли вам общаться знаками?+ Точки, тире, скобки в СМС-сообщениях.- Чем можно дополнить схему? + Иногда знаками препинания можно общаться.В.- Прочитайте два предложения. На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата, своего товарища.На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата своего товарища.- Чем различаются предложения?+ Количеством запятых, смыслом. - Назовите, о ком говорится в первом предложении?+ Петя, мать, сестра, брат, Петин товарищ.- Назовите, о ком говорится во втором предложении?+ Петя, мать, сестра, брат Петиного товарища.- Какую роль может играть запятая в предложении?+ Запятая может поменять смысл высказывания.- Подумайте, какие варианты постановки запятой возможны в следующих утверждениях, придумайте ситуации, в которых данные высказывания уместны. Быть дома нельзя идти в поход.Делегация выезжает утром встречайте.Установить статую золотую пику держащую.+ (Возможна групповая работа, по окончанию которой учащиеся представляют возможные варианты высказываний и ситуации к ним).Быть дома, нельзя идти в поход. Быть дома нельзя, идти в поход.Делегация выезжает, утром встречайте. Делегация выезжает утром, встречайте. Установить статую, золотую пику держащую. Установить статую золотую, пику держащую.- Приведите свои пары подобных высказываний. Запишите в тетрадь. + (Возможно, учащиеся вспомнят фразу из м/ф «В стране невыученных уроков» «казнить нельзя помиловать».- Чем можно дополнить схему?Г. - Что ещё важно знать о знаках препинания?+ Когда какие знаки ставятся.- Какие правила уже изучены на уроках русского языка?+……- Выполните задание в тетради:Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания.За грибамиОсе(нн/н)им  утром  мы  (за/зо)гл..нули   (в)лес   пр..б..жал  в..т..рок   (по)в..рхушкам  д..ревьев  и (с)ли(б)п б..рё(з/с)  осин   (по)сыпались   з..л..тые   монетки  что это около   старой  ели    куч?ка   белых  гр..бов   до  чего  же  они  красивые   мы  искали  гр..бы  не  сп..ша.- Чем дополним схему?+Знаки препинания пишутся по правилам.4. Рефлексия.- Рассмотрите схему, которая выстроилась в ходе работы на уроке.- Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?- Как оцениваете свою работу на уроке?- Закончить урок мне хочется притчей о знаках препинания. Послушайте и поразмышляйте.Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!