Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Борисова Наталья Алексеевна
Консультация для воспитателей.Тема: «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»План:актуальность;факторы педагогической поддержки;задачи;дидактические принципы;формы работы;методы и приемы;методические особенности построения НОД с детьми;заключение.Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…»или «на что это может быть похоже». Для того чтобы представить и придумать необходимо воображение.Опыт показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ. Чтобы ребенок работал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, развивал воображение посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности, взрослый своевременно должен помогать ему, оказывать педагогическую поддержку. Творческий процесс, в который вовлекается ребенок, очень хрупок и непредсказуем, поэтому вовремя НОД нет места сравнениям и порицаниям.Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, сминать салфетки, бумагу, рисовать пластилином, и получать интересные, красивые работы.Ребенок получает возможность отразить свои впечатления окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, творчества, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы и техники в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.Сухомлинский утверждал – «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».Большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.Дидактические принципы:Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период.Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности.Принцип доступности, основанный на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально – личностных особенностей детей: темперамент, характер, интересы и др. Формы работы, с детьми применяющиеся в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности:беседы;НОД на основе метода интеграции;рассматривание иллюстраций, таблиц;выставки детских работдидактические игры;экспериментирование с различными материалами;соревнования, развлечения;использование физкультурных минуток;В работе используются различные методы и приемы:одномоментности;обследования, наглядности;словесный;практический;эвристический;метод «подмастерья»;сотворчество;мотивационный.К методическим особенностям построений НОД с детьми относиться:пальчиковые игры непосредственно с использованием на данном занятие из материалов;преподнесение и закрепление материала занятия в форме дидактических и подвижных игр;обязательное использование музыки;постоянная смена положения тела в пространстве;Работа нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Творите вместе с ребенком.Список литературы:Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». Для работы с детьми 2–7 лет, 2016.Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников», 2016.Комарова Т. С. Филлипс О. Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, 2010.Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Издательский дом «Цветной мир», 2016.