Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Борисова Наталья Алексеевна

Консультация для воспитателей.Тема: «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»План:
  • актуальность;
  • факторы педагогической поддержки;
  • задачи;
  • дидактические принципы;
  • формы работы;
  • методы и приемы;
  • методические особенности построения НОД с детьми;
  • заключение.
  • Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.Мы часто говорим ребенку«Представь себе такую ситуацию…»«вообрази, что ты…»или «на что это может быть похоже». Для того чтобы представить и придумать необходимо воображение.Опыт показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ. Чтобы ребенок работал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, развивал воображение посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности, взрослый своевременно должен помогать ему, оказывать педагогическую поддержку. Творческий процесс, в который вовлекается ребенок, очень хрупок и непредсказуем, поэтому вовремя НОД нет места сравнениям и порицаниям.Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, сминать салфетки, бумагу, рисовать пластилином, и получать интересные, красивые работы.Ребенок получает возможность отразить свои впечатления окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, творчества, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы и техники в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.Сухомлинский утверждал – «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».Большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.Дидактические принципы:
  • Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности.
  • Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период.
  • Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности.
  • Принцип доступности, основанный на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
  • Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально – личностных особенностей детей: темперамент, характер, интересы и др.
  • Формы работы, с детьми применяющиеся в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности:
  • беседы;
  • НОД на основе метода интеграции;
  • рассматривание иллюстраций, таблиц;
  • выставки детских работ
  • дидактические игры;
  • экспериментирование с различными материалами;
  • соревнования, развлечения;
  • использование физкультурных минуток;
  • В работе используются различные методы и приемы:
  • одномоментности;
  • обследования, наглядности;
  • словесный;
  • практический;
  • эвристический;
  • метод «подмастерья»;
  • сотворчество;
  • мотивационный.
  • К методическим особенностям построений НОД с детьми относиться:
  • пальчиковые игры непосредственно с использованием на данном занятие из материалов;
  • преподнесение и закрепление материала занятия в форме дидактических и подвижных игр;
  • обязательное использование музыки;
  • постоянная смена положения тела в пространстве;
  • Работа нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Творите вместе с ребенком.Список литературы:
  • Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». Для работы с детьми 2–7 лет, 2016.
  • Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников», 2016.
  • Комарова Т. С. Филлипс О. Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, 2010.
  • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Издательский дом «Цветной мир», 2016.