«Сказочный мир народов Ханты и Манси»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сказочный мир народов Ханты и Манси»
Автор: Абакарова Айзанат Муртазалиевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Буровичок»РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМКонспект этической беседы с детьми на тему: «Сказочный мир народов Ханты и Манси» Автор разработки: Абакарова Айзанат МуртазалиевнаРАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМКонспект этической беседы с детьми на тему: «Сказочный мир народов Ханты и Манси»
  • Автор разработки: Абакарова Айзанат Муртазалиевна,
  • воспитатель, МБДОУ №7 «Буровичок»
  • Образовательная область (образовательные области)
  • речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
  • Возраст детей: группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет
  • Воспитательные задачи: Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю. Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры. Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Формирование представлений о культуре и традициях народов ханты и манси через изучение фольклора коренных жителей Югры. Знакомство с детской литературой народов Югры на примере сказки М.К. Волдиной. Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме
  • Формирующие ценности: Вызывать у детей чувство гордости за свой край, пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
  • Структура мероприятия:(Презентация. Показ слайдов)Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами вновь будем знакомиться с нашим краем и с его коренными жителями.Воспитатель: - А кто знает как называется наш край? (Слайд с изображением)Дети:- наш край называется - ЮграВоспитатель: - А кто знает, как называют коренных жителей? (Слайд с изображением)Дети: - ханты и манси.Воспитатель: - Как называются поселения ханты? (Ответы детей) - Поселение ханты называется стойбище. (Слайд с изображением стойбища) -- Кто-нибудь знает, как называется дом ханты и манси? Дети: - Чум. (Слайд с изображением чума) Воспитатель: - Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей). Хотите, расскажу? Ханты часто кочуют, переезжают с места на место вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить.Пальчиковая игра: «Веселые пальчики» Вышли ханты погулять, Вокруг чума поплясать, Грибы, ягоды, орехи Все в корзинку собиратьЖивут народы ханты в гармонии с природой. Традиционные занятия северных народов: таежная охота, речное рыболовство, оленеводство, собирание грибов и ягод, и все это они делают не нанося вреда природе. Например: Охота издревле обеспечивала жителей нашего региона самым необходимым: пропитанием и одеждой. Ханты ездят на оленях. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.Женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы. Это меховая одежда называется малица. На ногах ханты носят кисы. Они делают очень красивые изделия из меха. Народ ханты очень талантливы, они не только прекрасные охотники и рыболовы, есть среди них и те, кто пишет очень красивые стихи и сказки. Одна из них эта Мария Кузьминична Волдина, поэтесса и сказительница. Первая хантыйская поэтесса, журналист, педагог. Родилась она в семье оленевода, и во всех ее произведениях, можно ощутить, насколько она близка к природе своего края, к своему народу, ощутить всю теплоту ее души. И сегодня мы отправимся в путешествие по одной из её сказок. Нас встречает в жизни сказкаВместе с материнской лаской,С добрым бабушкиным взглядом,Чтоб идти по жизни рядом.Никогда нам не наскучит.Быть отважными научит.- Я знаю, что все вы любите сказки. Скажите мне, за что вы их любите? (В сказках происходят разные превращения; добро побеждает зло; они учат быть добрыми, находчивыми, справедливыми, смелыми.)- Сказки появились в глубокой древности. Ребята, какие сказки бывают?(Русские народные и сказки народов мира) Их сочиняли талантливые люди из народа. Они были и есть у всех народов, больших и маленьких. Есть русские, украинские, белорусские, арийские, шведские, английские и т.д.А есть еще сказки народов ханты и манси. А знаете ли вы сказки народов ханты и манси? Какой смысл заложен в этих сказках?У каждого времени свои сказки, они отражают быт и традиции конкретного народа, его мудрость и сущность.А сейчас предлагаю послушать сказку «ХЛЕБУШКО»
  • Какую русскую народную сказку вам напоминает эта сказка? (колобок)
  • Как начинается сказка, так же как и русская народная? (так же как и колобок жили-были..)
  • Чем занимались они? (Икилэ ловил рыбу, охотился, был добытчиком)
  • А чем занималась Имилэ? (Имилэ отапливала дом, заготавливала хворост, шила одежду, готовила еду)
  • Все у них в доме было? (только муки не было, как и в сказке про колобка)
  • Ребят, а что вы скажете о Икилэ и Имилэ, какие они? (она была злая и жадная, а Икилэ был добрый)
  • Почему она была злой? Как вы это поняли? (Однажды жена решила состряпать хлебушко — Няние. Замесила тесто. И грубо, как камень, бросила тесто на сковородку. Имилэ выстругала остроконечную палочку — и ну тыкать Няние то тут, то там, словно шилом. Больно ему было, очень больно).
  • Няние - что это? (это хлеб)
  • Удалось Имилэ съесть Няние? (нет, он сбежал от Имилэ, и т. д.)
  • Почему сбежал Няние? ( потому что Няние — это сила людская, да не простая. У кого недобрые сердце и руки — хлеб не дается им).
  • Куда пришёл Няние? Почему пришёл к Икилэ?
  • Ребят, вот вы говорили что Имилэ злая, значит сказка о чем? (О добре и зле)
  • Мы пришли к выводу: Тайга и река кормят человека в нашем краю. Что в сказках всегда добро побеждает зло. Хантыйские сказки не только заинтересовывают читателя, но и воспитывают его на примере добрых, умных, храбрых героев. Желаю вам, чтобы добро навеки поселилось в ваших сердцах и добро всегда побеждало зло. Ребята, читайте сказки!