Путешествие в страну лекарственных растений
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путешествие в страну лекарственных растений
Автор: Хасратова Фарида Наримановна
Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Путешествие в страну лекарственных растений»Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Задачи:Образовательные: обобщить и систематизировать представление детей о разнообразии лекарственных трав,вызвать желание узнавать новые факты о них, познакомитьс народными названиями целебных трав – (молочник, пуховик, белюшка, пупавка, закрепить знание об опасных растениях.Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, расширять словарный запас за счёт новой информации, развивать мелкую моторику, познавательный интерес, коммуникативные навыки.Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к лекарственным травам, формировать бережное отношение к природе, навыки совместной деятельности.Предварительная работа: Рассматривание картинок с лекарственными растениями, игры с прищепками, рассказ воспитателя о полезных свойствах растений.Чтение художественной литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений по теме.Дидактические игры: «Цветочный магазин», «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Собери растение».Продуктивная деятельность: (рисование, аппликация).Оборудование и материалы:Слайды с изображением трав, прищепки разных цветов,шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка, лукошко с засушенными травами, карточки с опасными и полезными растениями, фломастеры.Ход занятия:Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться «Доброе утро»Доброе утро солнцу и птицамДоброе утро улыбчивым лицам.Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг другу, гостям и садитесьна стульчики.Ребята мы с вами уже много беседовали о растениях. Мыустановили, что огромное царство растений делится на тригруппы. Какие?Дети: (деревья, кустарники, травы).Воспитатель: А сегодня мы отправимся в третье государство,царство растений – государство трав.В давние давние времена не было лекарств, не было таблеток,но зато кругом росли разнообразные травы.Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях,целебных травах.Травы – первые растения, которые просыпаются весной.Слайд №2Лес как сказочное царствоТам кругом растут лекарстваВ каждой травке, в каждой веткеИ микстура, и таблеткиНу, а, как и чем лечить мыМы вас можем научить.Ребята, послушайте загадку:На зелёной круглой ножкеВырос шарик у дорожки.Ветерок вдруг прошуршалИ развеял этот шар.Дети: Это одуванчик (слайд №3)Выходит ребёнок в шапочке одуванчика.Ребёнок: Я одуванчик. У меня есть корень, длинный и тонкий,прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок.Когда цветок отцветает, он становится похож на пушистый белыйшарик.Воспитатель: Одуванчик, а чем же ты полезен?Одуванчик - ребёнок:Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчикЯ везде произрастаю, меня даже дети знают.Аппетит я повышаю и при кашле помогаю.Воспитатель: Ребята, совсем молодые, нежные листьяОдуванчика идут на приготовления салата. Но чтобы убратьгоречь, нужно листики просто залить кипятком на несколькоминут. Листья и корни помогают при кашле. А из самих цветковварят варенье, похожее на мёд. Отвар одуванчика помогает приожогах. Это растение имеет много названий. Кто–то называетего молочником, кто–то пуховиком. Но самое известное егоназвание – одуванчик.Игра: «Одуванчик»- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянерастут (дети встают)- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачиваютподнятыми вверх руками).- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкиепарашютики (дети приседают).- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.(дети встают два раза). Садятся.(слайд № 3)Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.Ребёнок в шапочке подорожника.Я подорожник. Расту я вдоль дорог, часто люди проходят мимоменя и не замечают. Но если кто–нибудь в пути обрежется,поцарапается, натрёт ногу, сразу вспомнят о подорожнике.Нужно сорвать листья, сполоснуть их в воде и приложить к ранке- они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться.Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебныесвойства.Ребята подорожник он - путешественник, хотя вроде и сидитнеподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипаютна обувь и на колёса машин и разносятся по всем дорогам.Слайд № 4Воспитатель:Стоит в лесу кудряшкаБелая рубашкаВ середине золотаяКто она такая? (ромашка)Ребёнок: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту я каксорняк, по полям, по лугам, вдоль дорог, около жилья. Моицветы и листья имеют горький вкус и сильный аромат.Пчёлы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мнеза мёдом.Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лечит ромашка?Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот,ополаскивать волосы. Используют как успокаивающее средство.Воспитатель: Ромашку применяют в косметических целях, приизготовление кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.Спасибо тебе, ромашка, за твои целебные свойства.Игра: «Собери цветок»Слайд №4Воспитатель: Есть травка, которую боятся все.Ой, не трогайте меняОбожгу и без огня. (крапива)Ребята, а чем же она полезна?Дети: Из неё щи варят и голову настоем крапивы моют.Воспитатель: Уникальные свойства растения пополняют ворганизме утраченные силы, снимают синдром хроническойусталости. Одна крапива заменит семерых врачей – говоритнародная мудрость.Ребёнок: читает стихотворение.У апреля первые цветыВсюду на лужайке расцвелиК солнцу поднимаются стебелькиЖелтые цветочки от земли.Воспитатель: Ребята вы догадались, что это за травка?Дети: Мать – и – мачеха.Слайд №5Воспитатель: Да, это самый первый весенний цветок, растётповсюду. А вы знаете, почему он так называется?Дети: У него с одной стороны листочек тёплый – мать, а сдругой холодный – мачеха.Воспитатель: А чем же полезна эта травка?Дети: Ей лечат кашель, заваривают и пьют как чай, помогает призубной боли, насморке.Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем.Игра «Угадай по запаху»(Детям предлагаются мешочки наполненные листьями трав)Воспитатель: А теперь закройте глазки (положить в рот клюкву)Что это за ягода пришла к вам из болота? (клюква)Слайд №6Ребята, а чем она полезна клюква?Дети: Из неё можно приготовить морс, он помогает припростуде, снижает температуру.Воспитатель: значит, какая это ягода?Дети: Полезная, лекарственная, целебная.Воспитатель: Ребята, садитесь на места и посмотрите на экран.Слайд №7В нашей Владимирской области есть такое растение, котороеможет заменить вату.Это мох сфагнум или торфяной. Он впитывает влаги в двадцатьраз больше, чем обыкновенная вата. В военное время мохиспользовали в качестве перевязочного средства. Его применялидля очистки ран. И раны быстрее заживали.Как про лекарственные растения можно сказатьКак можно их достоинство охарактеризовать?Слайд№8Дети:Это травы жизниРастения целителиЖивая силаРастения, дарящие бодростьКладовая витаминовТворение природыУдивительные помощники здоровья.Психогимнастика.Воспитатель: Ребята закройте глазки.Нам хорошо и приятно.Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат лекарственныхтрав.Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всемуживому на нашей планете и будем оберегать всё живое.Откройте глазки.Звучит музыка, и входят лесные жители: медведь и лиса.Здравствуйте ребята, нас к вам прислала умная Сова.Она сказала, что вы всё знаете о лекарственных травах и нампоможете.Воспитатель: Ребята поможем медвежонку и лисичке.Медведь: Чем нужно лечиться, если заболит горло?Дети: (отваром ромашки).Лиса: А если простуда, сильный кашель?Дети: (отвар мать–и–мачехи).Медведь: А если поранился?Дети: (нужно приложить подорожник).Лиса: Ожог?Дети: (От ожога помогает отвар одуванчика).Воспитатель: Медвежонок, Лисичка, но есть ещё и опасныерастения. Ребята какие?Слайд№9Дети: Волчье лыко, борщевик, клещевина, лютик.Воспитатель: Правильно ребята, возьмите карточки и краснымфломастером отметьте лекарственные растения, а синимопасные.И карточку подарим нашим лесным гостям, чтобы онине путали полезные и опасные травы.Дети выполняют задания и дарят зверятам.Медвежонок: Вот спасибо ребята, а мы тоже к вам не с пустымируками пришли. Мы принесли вам пирог с моей любимойягодой малиной. Ну а нам пора возвращаться домой.Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими друзьями.Скажем им спасибо за вкусный пирог.Дети прощаются и уходят.