"Я - безработный, что делать?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я - безработный, что делать?"
Автор: Елена Васильевна Фанина

Классный час на тему «Я - безработный, что делать?»Подготовила преподаватель ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум» Фанина Е.В.Получение выпускниками специальности в среднем специальном учебном заведении является необходимым, но далеко не достаточным условием успешного трудоустройства. Зачастую уходят месяцы и даже годы на поиск работы по полученной специальности. Некоторые устраиваются по рекомендации знакомых или друзей, другие вынуждены самостоятельно искать применение своим знаниям и умениям, третьи идут на любую работу, даже весьма далекую от полученной профессии. Это происходит во многих случаях не только потому, что создается безвыходная ситуация или условия диктуют складывающиеся обстоятельства, но и потому, что выпускники не знают, куда обратиться за помощью и что предпринять самостоятельно в поисках работы по специальности. Целенаправленная деятельность учебного заведения по профессиональной ориентации обучающихся на рынке труда заслуживает пристального внимания и распространения. Грамотная подготовка выпускников к дальнейшему труду позволяет значительно поднять их социальный статус и положительно зарекомендовать учебное заведение, которое воспитывает не просто знающего, но и готового к практической деятельности на рынке специалиста. Диплом профессионального учебного заведения не дает гарантии того, что молодой специалист сможет без проблем устроиться на работу. Преподаватели, кураторы не должны остаться а стороне от этой актуальной проблемы. Цели мероприятия:- образовательные: знакомство с методами поиска работы, манерами поведения при собеседовании с потенциальным работодателем; умение составлять резюме и сопутствующую документацию;- развивающая: развитие способности воспринимать информацию о рынке труда, о человеческом потенциале и возможностях, методах трудоустройства;- воспитательная: воспитание упорства и целеустремленности при поиске работы и оценке результатов поиска.Сценарий классного часаВедущий (классный руководитель): Здравствуйте! Тема сегодняшнего классного часа: «Я безработный. Что делать?».Тема трудоустройства граждан приобрела в последнее время особую важность в связи с ростом безработицы в стране. Особенно это касается сельских регионов. Непростая экономическая обстановка только усугубляет положение. Данные официальной статистики сегодня весьма неутешительны: рынок труда сокращается, производство останавливается, соответственно, количество людей, занятых на производстве и потерявших работу, растет. Например, на 1 сентября 2009 года, по данным официальной статистики, на 24% сократилось производство строительной отрасли: это приостановленное строительство новых объектов, реконструкции и модернизации старых, производства строительных материалов и изделий. И именно со скрытой безработицей практически сталкиваемся либо мы сами, либо наши родственники, близкие или знакомые: это сокращенная рабочая неделя или день, отпуск за свой счет, одна смена вместо обычных принятых двух или трех, т.е. непопулярные меры, бьющие по благополучию трудящегося человека. Тема классного часа не решит всех проблем, что естественно, но я надеюсь, что материал, предложенный к обсуждению, поможет в решении конкретных вопросов.Вначале я хочу предложить вашему вниманию небольшую анкету. Вопросы довольно простые, ответы предлагают, соответственно, простой ответ, а выводы сделаете чуть позже.Анкета
  • Какой должна быть ваша будущая работа?
  • а) по избранной специальности;б) любой другой, приносящей материальное и моральное удовлетворение; 2. Обладаете ли вы другими практическими навыками помимо тех, что предлагает ваша будущая специальность (водительские права, удостоверение рабочей специальности, удостоверение пользователя ПВЭМ? а) да; б) нет. 3. Готовы ли к изменениям в своем образе жизни, внешнем виде для достижения желаемой цели? а) да; б) нет; в) частично.Если преобладают положительные ответы, это значит, что вас устраивает избранная специальность и в то же время вы готовы к изменениям как в вашей жизни, так и во внешнем виде. Если преобладают отрицательные ответы, вывод таков: вы знаете, что работа должна приносить материальное и моральное удовлетворение, однако с вашей стороны это всего лишь констатация факта, своего рода мечта, но без желания что-либо изменить в свою пользу.Специалисты Российского центра занятости выделяют следующие личностные характеристики, помогающие найти работу:- хорошая профессиональная подготовка;- владение компьютером;- знание иностранного языка (лучше английского); - здоровый образ жизни, хорошая физическая форма;- общая эрудиция, кругозор, начитанность;- внешний вид, вкус, умение одеваться;- коммуникабельность, обаяние, сообразительность;- наличие дополнительных навыков.НЕ приветствуется:- жалкий внешний вид;- манеры всезнайки;- неумение объясниться, слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки;- недостаток искренности и уравновешенности;- отсутствие интереса и энтузиазма;- заинтересованность только в высокой зарплате;- НИЗКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ во время учебы;- ожидание слишком многого и слишком быстро; - стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы;- недостаток такта;- недостаточная вежливость;- презрительные отзывы о прошлых работодателях;- выраженное нежелание учиться;- нерешительность;- цинизм;- низкий моральный уровень;- лень;- узость интересов;- неспособность принимать критику;- привычка опаздывать;- похвальба состоятельными родственниками или знакомыми и т.д.Список включает более тридцати пунктов, которые в негативном свете раскрывают человека, ищущего работу.Что необходимо практически выполнить:- обратиться в центр занятости (постановка на учет, оформление пособия по безработице);- использовать услуги негосударственных кадровых агентств;- осуществлять самостоятельный поиск.Поиск работы – это уже работа. Никто не сделает это лучше вас. Приветствуются следующие действия:- ежегодный просмотр газетных объявлений, ТВ, рекламы;- поиски вакансий через интернет;- расспросы знакомых о возможных вакансиях;- принятие любой помощи в поиске работы;- организация телефонных звонков по объявлениям о предлагаемой работе;- готовность принять любое предложение работы.Предлагаю вашему вниманию информацию, которая поможет вам при поиске работы.Резюме. Многие организации, предлагающие вакантные места, просят представить резюме. Что это такое? Резюме – это один из способов самопрезентации, представляет собой нечто среднее между автобиографией, анкетой и послужным списком. Отличительной особенностью резюме является то, что оно составляется в целях получения работы по конкретной специальности, и вся его содержательная часть должна продемонстрировать работодателю, что вы обладаете всеми качествами, принципиально необходимыми для того, чтобы занять выбранную вакансию. Работодатель должен увидеть, что из всех возможных кандидатов именно вы наилучшим образом подходите для этой работы. Резюме отсылается непосредственно работодателю или в кадровое агентство. Лучше, если резюме помещается на одной странице. Указанная информация должна соответствовать действительности, ошибки, в том числе стилистические, недопустимы. Составляя резюме, руководствуйтесь теми требованиями к работнику, которые предъявляет работодатель. Задача состоит в том, чтобы заинтересовать работодателя. Если вас пригласили на собеседование, значит, вам это удалось. Предлагаю вам потренироваться в части составления резюме: у вас на партах находится бланк примерного резюме, его нужно заполнить или составить свое резюме по примерной схеме, с тем чтобы показать себя разносторонне и произвести впечатление на потенциального работодателя.Помимо резюме работодатель может предложить анкету, т.е. более простую форму самопрезентации человека, ищущего работу. Анкета заполняется в центре занятости или непосредственно при собеседовании у работодателя. Ваша задача – как можно более честно и откровенно ответить на предложенные вопросы, не стесняясь спрашивать или уточнять непонятное.Самый простой документ, заполняемый в центре занятости или у потенциального работодателя, - это автобиография, т.е. описание своей жизни в произвольной форме с кратким указанием основных этапов (дата рождения, образовательное учреждение, документ об его окончании, места работы (если есть), срок службы в армии (если есть) и т.д.).Специалисты центра занятости советуют:- внимательно изучите документы, предлагаемые к заполнению (прочитайте вопросы, обдумайте ответы), пишите или печатайте без помарок, исправлений, разборчивым почерком;- будьте искренни. Если вы дадите о себе неверную информацию, это легко обнаружится впоследствии и может привести к тому, что вы не будете приняты на работу;- отвечайте на все вопросы. Существует вероятность того, что вам встретятся вопросы, не имеющие к вам прямого отношения. Лучше ответить на них «нет», чем оставить пустую строчку, иначе потенциальный работодатель будет думать, что вы не прочли вопрос, не сочли нудным ответить, т.е. ваша правдивость и ваша искренность будут неправильно истолкованы.Не отчаивайтесь, если вам не удастся найти работу с первых нескольких попыток. Никто не может утверждать, что поиск работы – это легкое дело. Но если вы настойчивы, то добьетесь успеха: удача дается удачливым, к сильным приходит успех.Собеседование – это шанс произвести впечатление на потенциального работодателя и показать ему, насколько вы подготовлены для того, чтобы выполнить данную работу. Существует несколько правил, которых стоит придерживаться:
  • Соберите как можно больше информации об организации, где вам предположительно придется трудиться (чем занимается, какие необходимы работники, каков характер будущей работы, предполагаемая оплата и т.п.).
  • Позаботьтесь о внешнем виде (оденьтесь опрятно и аккуратно, почистите обувь, избавьтесь от жвачки и т.д.), продемонстрируйте своему потенциальному работодателю чувство собственного достоинства.
  • Не паникуйте и не волнуйтесь. Это задача работодателя – создать непринужденную обстановку собеседования, с тем чтобы вы могли продемонстрировать свои лучшие качества.
  • Продумайте предстоящую беседу, будьте готовы рассказать о местах вашей прежней работы, специальной подготовке, которая у вас есть, которую вы можете подтвердить соответствующими документами, удостоверениями и т.д.
  • Подготовьте на себя характеристику (резюме), которая должна вас охарактеризовать как специалиста, дать сведения об организации, круге ваших интересов. Ее лучше представить в печатном варианте на белой нелинованной бумаге с полями и пробелами между строчками, чтобы можно было внести замечание.
  • Телефонные звонки. Телефон – очень эффективный инструмент, удобный и быстрый. Позвонив, можно узнать всю необходимую информацию о предполагаемой работе, а попутно – и о других вакансиях и возможных путях их получения. Позвонив, вы можете сразу стать обладателем интересующей информации, заодно прорекламировать себя как будущего работника, представив свои лучшие качества. Телефон – это дешево и удобно. На каждом столе имеется примерный план проведения телефонного звонка.Подводя итоги классного часа, могу сказать следующее:- мы познакомились с самыми распространенными и простыми способами поиска работы – собеседованием и организацией телефонных звонков с этой целью;- мы узнали, как составлять резюме и как подавать его потенциальному работодателю.Буду рада, если практические советы помогут вам в ситуациях, связанных с поиском работы, принесут положительный результат. Прошу вас ответить на вопросы анкеты:
  • Есть ли смысл проводить подобные классные часы?
  • -да;- нет. 2. Интересна ли вам предложенная тема?- да;- нет. 3. Доступно ли изложена информация? - да;- нет.4. Как вы считаете, пригодится ли подобная информация вам в дальнейшем?- да;- нет.5. Понравился ли вам в целом классный час?- да;- нет.Анализируя результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:
  • Если больше положительных ответов, то подобного рода информация интересна и актуальна. Есть смысл для классного руководителя подумать о разнообразии тематики классных часов , способах подачи материала и методах их проведения;
  • Если больше отрицательных ответов, значит, предложенная тема неинтересна и неактуальна. Соответственно, классному руководителю надо приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать аудиторию.
  • В современных рыночных условиях – условия многообразия форм собственности, при отсутствии обязательного централизованного трудоустройства молодых специалистов тема данного классного часа представляется актуальной. Незнание элементарных правил поведения на рынке труда и неумение использовать имеющуюся информацию может привести к потере молодыми людьми социальной ориентации, веры в собственные силы и возможности и, в конечном итоге, - интереса к жизни.Выработка же активной жизненной позиции – как в отношении поиска работы, так и в отношении собственной занятости и причастности к общественной жизни вообще, позволит бывшим обучающимся не потеряться в жизни и найти в ней свое место.