Конспект НОД по рисованию «Гжель» (старшая группа)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по рисованию «Гжель» (старшая группа)
Автор: Гнедина Юлия Михайловна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7Конспект НОД по рисованию «Гжель» (старшая группа) Воспитатель1кв.категории: Гнедина Ю.М. г.Весьегонск 2024г.Конспект НОД по рисованию «Гжель» (старшая группа)Программное задачи:Обучающие задачи: формировать у детей понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть удивительную красоту, своеобразие и самобытность гжельских изделий, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.Развивающие задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала,, фон, колорит росписи, элементы узора. Закреплять умение сравнивать и делать вывод, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.Воспитательные задачи: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.Оборудование:Посуда (чайник, чашки и др., выполненное в технике гжели, слайдовая презентация «Гжельская роспись»; вырезанные заготовки чайников из альбомной бумаги, графитный карандаш, разведённая водой гуашь голубая, синяя и белая, кисточки, ватные палочки, салфетки.Предварительная работа: показ иллюстраций, открыток на тему: «Гжель», применение ИКТ слайдовая презентация. Беседа-рассказ «Сине-голубое чудо Гжели»;Просмотр презентации «Чудо Гжели»;Рассматривание гжельской посуды, тематического альбома «Гжель»;Дидактические игры «Собери гжельскую розу», «Собери посуду» (разрезные картинки);Чтение легенды «Откуда в Гжели синий цвет», «Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой. Ход образовательной деятельности:Дети встают в круг на ковре.Воспитатель:Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Воспитатель:- Ребята, посмотрите какая у нас выставка красивой посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называется эта посуда? (Гжельская посуда).- Почему ее так называют? (Ответы детей). Сине-голубые Розы, листья, птицы.Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… (гжель).Воспитатель:- Ну, что, догадались, о чём идёт речь?- Правильно, это всё о гжельской росписи.Детям раздаются, вырезанные заготовки из альбомной бумаги.Ребята давайте вспомним, что же украшают гжельскими узорами? (Ответы детей)-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?(из глины)-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (голубую, синюю)- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов ГжелиТочка, волнистая линия (волна, лепесток, листок, капелька).-Какие изделия делали мастера из глины?(посуда, различные фигурки)Физкультминутка. Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)Очень важный, как начальник.Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)Очень крупные, бедняжки.Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)Только стукни — разобьются.Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)Голова на тонкой ножке.Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)Он посуду нам принёс.Воспитатель:А, сейчас, я, предлагаю посмотреть слайды (рассматривание гжельской посуды)- Для чего нужны гжельские изделия?-Почему Гжель называют сине-голубой?Воспитатель:(дети выбирают посуду и садятся за столы)- Сегодня вы будете гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).- Давайте вспомним правила рисования краской: Кисть нужно держать тремя пальцами большим и средним, придерживая сверху указательным, за «рубашечку», железный наконечник, не сжимая сильно пальцами. Смачивая кисть в воде, отжимать лишнюю воду о край баночки. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз. - Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)Это трудно? Нет, пустяк!Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).Побежала наша кисть. (движения убыстряются)А потом, а потом (держим кисточку вертикально)Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).-Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)-Где расположен цветок? (в середине)-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)-Капелька – один из основных элементов Гжели. -Лепесток-Сердцевина цветка (серединка) .-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?-Правильно, равномерно, аккуратно. Воспитатель:-Итак, ребята, приступаем к работе, рисуем очень аккуратно концом кисти.Дети самостоятельно рисуют и расписывают.(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)Выставка детских работ.Анализ. Девочка:Сине-белая посуда,Расскажи-ка, ты откуда?Видно издали пришлаИ цветами расцвелаГолубыми, синими,Нежными, красивыми…Так, что глаз не оторвать,Ах, какая благодать.С. Вахрушев.Воспитатель:-Вы все расписали свои чайники, получились очень красивыми и сказочными, все, ребятки старались и я думаю, они очень понравятся всем кто их увидит.-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)- Какие цвета используются в гжельской росписи (ответы детей)- Чья работа больше всех понравилась?-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?-Ребята, вы, сегодня все постарались, работы ваши все получились аккуратными. Молодцы! БЛАГОДАРЮ ЗА ПРОСМОТР!