«Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах»
Автор: Усманова Гульназ Рифгатовна
мастер-класспо финансовой грамотности«Что такое деньги? История их появления» Выполнила и провела:Корзун С.В., МБОУ СОШ №8Сальникова Е.Б., МОУ СОШ №3Петровск, 2021Индукция.Демонстрация рекламного ролика сервиса «Росбанкрот»- Что рекламирует данный ролик?- Почему сегодня возникла необходимость создания рекламных роликов сервиса «Росбанкрот»? (ответы слушателей)- Деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они являются воплощением труда людей и появились именно тогда, когда в них возникла неотложная потребность. С тех пор деньги играют важную роль в жизни общества, и каждого человека в отдельности. Сегодня появился такой термин «лёгкие деньги», «доступные деньги», что позволяет населению не задумываться о последствиях выплаты долгов. Актуален вопрос финансовой неграмотности людей. В связи с этим возникла необходимость финансового просвещения. И начинать это просвещение необходимо в младшем возрасте.Именно в младшем школьном возрасте возникает интерес ко всему новому, в том числе и к финансам. Уже на сегодняшний день в российских школах появился новый предмет — финансовая грамотность. Это проект — Минобрнауки, Минфина и Банка России, который направлен против невежественности в вопросах финансов.- Считаете ли Вы, что такой курс необходим в школьной программе? Или это лишняя нагрузка для детей и учителя?- Хотим представить вашему вниманию занятие «Что такое деньги? История их появления» по программе внеурочной деятельности кружка «В мире финансов» для учащихся второго класса в рамках этого проекта.Самоконструкция.Учащиеся 2 класса знают лишь о существовании денег и немного о их назначении. После проведенного занятия они смогут Объяснять причины и приводить примеры обмена.Объяснять проблемы, возникающие при обмене.Описывать свойства товарных денег.Приводить примеры товарных денег.Тип занятия: экскурсия в краеведческий музейОборудование и/ или характеристика образовательной среды:экспонаты краеведческого музея, компьютер, мультимедийный проекторУчебно-методическое обеспечениеУчебник и/ или учебное пособие для учащихся:Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.Методические материалы для учителя: Ю. Н. Корлюгова. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54. Педагогическая характеристика занятияЦель занятия: выявление учащимися проблемы выгоды обмена, неудобства бартера и причин появления денег.Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?Предметные образовательные результаты овладение предметными умениями: понимание и правильное использование экономического термина «деньги»; представление о роли денег в обществе;умение характеризовать виды и функции денег;проведение элементарных финансовых расчётов.Метапредметные образовательные результаты:познавательные:освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.регулятивные:понимание цели своих действий;проявление познавательной и творческой инициативы;оценка правильности выполнения действий;адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.коммуникативные:умение слушать собеседника и вести диалог;умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Социоконструкция.IV. Афиширование.Методическая характеристика занятияТехнологии: игровые, ИКТ-технологии, технология развития критического мышления Методы: решение практической задачи, объяснительно-иллюстративный, мини-исследование, практическийПриемы: корзина ассоциаций, кроссворд, постер, ИНСЕРТ.Вопросы для педагогической рефлексииУсвоены ли учащимися базовые понятия и знания по теме? Достигло ли занятие поставленной цели?Какова практическая значимость темы для каждого учащегося? Критерии оценки эффективности занятия Эмоциональная самооценка «Корзины настроения» V. Рефлексия.- Первые уроки финансовой грамотности – это первые шаги в формировании правильного финансового поведения детей. Думаем, что наш мастер-класс был для Вас полезен.- Вернёмся к вопросу о необходимости данного курса в школьной программе. Изменилось ли Ваше мнение?-Хочется закончить наше выступление словами из книги Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»:— А куда ты хочешь попасть?— А мне всё равно, только бы попасть куда-нибудь.— Тогда всё равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадёшь.- К сожалению, когда речь идёт о семейных финансах, попасть можно и в весьма затруднительное положение. Можно, не имея сбережений, столкнуться с ситуацией, когда необходима сумма, превышающая ваш постоянный доход; можно взять непосильный кредит, не оценив последствий; можно потерять жильё, не застраховав его. Поэтому надо знать, куда ты хочешь попасть и какой путь самый разумный. Благодарим за внимание!- Подробнее можно ознакомиться с материалами по финансовой грамотности на сайтах : вашифинансы.рф, финграмотностьвшколе.рфСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые документыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)Основная литератураДеньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки : учебник и практикум для СПО / Г. А. Аболихина [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7938-1. Дополнительная литератураФедин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях./ С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 11-73, 79-127.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.Интернет-ресурсы Сайт «История денег» — Сайт Министерства финансов РФ - Финансовая грамотность детей (школьников). Приложение № 2.Приложение № 3.Приложение № 4.Постер «Товаро-деньги»Приложение № 5.Приложение № 6.Приложение № 7.Задачка из блокнотаПосмотри на эту картинку и скажи: сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? И сколько рыб пришлось бы для этого ещё поймать?Приложение № 8.Задачи для групп1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?2.Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?Приложение № 9.Кроссворд.А сейчас, ребята, мы узнаем, как вы усвоили наше занятие. Повторим те термины, которые мы с вами сегодня изучили. Перед вами кроссворд. Каждый вопрос соответствует цвету клеток. Вам нужно его разгадать. 1 Продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.2.Металлические и бумажные знаки3.Товары, которые хорошо обмениваются, обладают …4.Прямой безденежный обмен товарами или услугами5. Передача товара кому-н. в собственность за плату