"Вежливость и я"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вежливость и я"
Автор: Татьяна Михайловна Гусева
Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самаркой областиКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯТЕМА:«Вежливость и Я» Номинация: сценарий мероприятия Разработчик: педагог дополнительного образованияГусева Татьяна Михайловна89372015054Guseva-tatyana-85@mail.ruАннотация Данный урок вежливости посвящен методике организации и проведения уроков этической грамматики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Урок вежливости предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей детского сада, а также родителей, которые могут осуществлять речевое обучение ребенка в домашних условиях. Вежливость - одно из важнейших культурных качеств человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, а также, трудно сохранить хорошие отношения. Именно поэтому для нас в настоящее время, вежливость- актуальна, ведь вежливость- это залог успеха, хорошей работы, дружеского отношения в объединении. А иногда для того, чтобы поднять человеку настроение требуется сказать несколько теплых слов, подбодрить его, просто обнять или подарить маленький, но очень запоминающийся подарок.Цель: повышать уровень воспитанности.Задачи: 1. Учить детей правильно использовать вежливые слова в процессе общения.2. Развивать пространственное мышление и умение фантазировать, тренировать память.3. Воспитывать доброжелательность, умение правильно использовать в речи этикетные слова, правильно реагировать на них.Оборудование: карточки со стихотворениями, карандаши, 2 телефона, 2 пустых стакана, книги, «волшебная» палочка, проектор, ноутбук, экран, столы, стулья.Возраст детей: 8 лет Место проведения: актовый зал СП «Прометей».Предполагаемый результат:1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.4. Повысить уровень культуры детей.5. Уметь использовать в речи культурные, вежливые, добрые слова.Ход занятия: «Здравствуйте, ладошки!»- музыкальная игра.СТАНЦИЯ «ПРИГЛАСИТЕЛЬНАЯ»Приглашение проводницы (педагога) в поезд: - Уважаемые пассажиры! Я рада приветствовать вас на нашем поезде. Проходите, пожалуйста, и занимайте удобные места (дети проходят и рассаживаются). Проводница: Сегодня мы с вами совершим путешествие но, прежде чем отправится, вспомните, пожалуйста, какие добрые слова вы сказали сегодня утром? Какие слова сказали вам?Дети: Доброе утро, здравствуйте, спасибо, и т.п.Проводница: Замечательно, с таких хороших слов начался ваш день. И, наверно, поэтому, я вижу, у вас у всех хорошее настроение. - Путешествие пройдёт недаром, И никто не будет спать. Сядем мы сейчас по парам, Вежливо начнём играть.2. СТАНЦИЯ «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ»Объявление правил поведения. - Уважаемые пассажиры, хочу познакомить вас с правилами нашего путешествия. Итак, должны соблюдать следующие правила, чтобы побывать в стране под названием «Вежливость». а) не вставать с места без разрешения; б) не мусорить; в) не кричать в ответах на вопросы; г) не шуметь; д) быть внимательными друг к другу.Проводница (Берет телефон и набирает номер)- Здравствуйте. Это страна вежливости? Разрешите посетить вашу страну. Спасибо. До свидания.- Ребята, чтобы попасть в страну вежливых слов, нужно выполнить задания, которые встретятся нам на остановках.Итак, 3 СТАНЦИЯ «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ»Ведущий держит в руках «волшебный мячик», говорит ласково имя первого пассажира + качество, затем первый пассажир называет ласково имя + качество второго пассажира, и передает мячик дальше т.д.4.СТАНЦИЯ «СТИХОТВОРНАЯ». Ведущий раздает листочки с написанным стихотворением. Задача детей- дописать недостающее слово в стихотворении.Встретив зайку, ёж-соседГоворит ему: «… »А его сосед ушастыйОтвечает: «Ёжик, … »К Осьминожке КамбалаВ понедельник заплыла,А во вторник на прощаньеЕй сказала: «… »Неуклюжий песик КостикМышке наступил на хвостик.Поругались бы они,Но сказал он «… » Трясогузка с бережкаУронила червяка,И за угощенье рыбаЕй пробулькала: «… »Чудно пел среди ветвейГолосистый соловей,И ему на всю дубравуВоробьи кричали: «… »Толстая корова ЛулаЕла сено и чихнула.Чтобы не чихала снова,Мы ей скажем: «… »Говорит Лиса Матрёна:«Отдавай мне сыр, ворона!Сыр большой, а ты мала!Всем скажу, что не дала!»Ты, Лиса, не жалуйся,А скажи: «… »Бегемот и Слон, поверь,Не пролезут вместе в дверь.Тот, кто вежливей, сейчасСкажет: «Только… »Муха Жу, хоть не хотела,В скорый поезд залетела.Ей букашки Фло и ФтиСкажут: «… »Дал Ивану царь ГундейЗа спасенье пять гвоздей,А Иванушка царюГоворит: «… »Мама с папою сидят,Торт с конфетами едят.Скажет вежливая дочь:«Разрешите … »Из болота крокодилДольше всех не выходил.Члены жабьего советаДали приз ему за это –Наградили попугаемИ кричали: «… »Бык ромашек накосилИ барана пригласил.Тот один съел угощенье,Но сказал: «… »Обнаружив на рассвете,Что роса попалась в сети,Паучиха Шудра-ВудраЕй сказала: «… »Олениху в два часаНавестить пришла лиса.Оленята и оленьЕй сказали: «… »На закате мотылёкЗалетел на огонек.Мы, конечно, рады встрече.Скажем гостю: «… »Катя пупсика ИгнаткуУложила спать в кроватку –Больше он играть не хочет,Говорит: «… »Дети Даша и ЕгоркаСыр для пиццы трут на терке.Просят мышки из норы:«Дайте! Будьте... »Увидали обезьяны,Слон под пальмой ест бананы,И кричат ему они:«Вкусно? Ты хоть намекни!»Вежлив слон, не сомневайтесь,Он им скажет: «… »Повстречал кабан в лесуНезнакомую лису.Говорит красавице:«Разреши …Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!Очень желуди люблю!»Ответит незнакомица«Приятно … »Девочка Рита возле дорожкиСтол накрывает собаке и кошке.Плошки расставив, скажет им Рита«Ешьте! Приятного вам … »Проводница: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.5.СТАНЦИЯ «ГОСТЕВАЯ»Упражнение в употреблении вежливых слов в выражениях просьбы. Инсценировка ситуаций.1 ситуация: вы звоните своему другу по телефону, трубку взял кто-то из взрослых. Что вы скажите?2 ситуация: вы едите в автобусе, попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд.3 ситуация: вы пришли в библиотеку, попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу.4 ситуация: вы пришли в школьную столовую, вам не хватило чая. Попросите дежурного (учителя) принести вам чай.- Все ли ребята использовали вежливые слова?6.СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ» Проводница: предлагаю поиграть! Я читаю вам загадку, а вы хором мне отгадку!!!Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома-Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче…(здравствуй).Если просишь что-нибудь, то сначала не забудьРазомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас, будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте…(любезны), будьте…(добры).Порвал воробей паутинные нити, Чирикнул смущенно: Ну, …(извините).Если встретилась компания, не поспешно, не заранееА в минуту расставания всем скажите…(до свидания).Когда я что-то подарю, мне говорят…(благодарю).Если словом или делом вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело, говорить…(спасибо).Играл медвежонок на кухне в футбол и перебил ненароком посуду.К медведице-маме понурый пришел:…(прости) меня, мама, я больше не буду!- А все из вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими? Мальчики первыми должны приветствовать девочек? Как вы можете поздороваться со своими знакомыми или друзьями? А со взрослыми?7.СТАНЦИЯ «БЛАГОДАРНАЯ»Игра «Пожалуйста»Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять.Но только в том случае, если я перед заданием скажу слово «пожалуйста». Если этого слова не будет -задание вы не выполняете. Все понятно? Будьте очень внимательны. (Пожалуйста, встаньте; будьте любезны, поднимите правую руку; пожалуйста, поднимите левую руку; и т. д.)8. СТАНЦИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ»- Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово»Театр открывается!К началу все готово!Билеты предлагаютсяЗа вежливое слово!А олень: «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!Если только вам не лень,Уважаемый кассир,Я бы очень попросил:Мне, жене и дочке,Во втором рядочкеДайте лучшие места.Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!»Говорит дворовый пес:«Поглядите, что принес!Вот мое ЗДОРОВО - вежливое слово».Вдруг ворвался косолапый.Отдавил хвосты и лапы,Стукнул зайца пожилого... -Касса, выдай мне билет!-Ваше вежливое слово?-У меня такого нет.-Ах, у вас такого нет?Не получите билет...Ничего кассир не дал,Косолапый зарыдал,И ушел он со слезами,И пришел к лохматой маме.Мама шлепнула слегкаКосолапого сынкаИ достала из комодаОчень вежливое что-то...Вот уже второй звонок!Медвежонок со всех ногПодбегает к кассе.- До свидания! Здравствуйте!Доброй ночи! И рассвета!Замечательной зари!И кассир дает билеты -Не один, а сразу три!-Ребята, какими словами «платили» за билеты звери?-Давайте вспомним и назовем эти слова.- Какие слова вам показались необычными? - Почему заплакал мишка?-Почему кассир ему не дал билет?9. СТАНЦИЯ КОНЕЧНАЯ « ВЕЖЛИВАЯ»- Ребята, давайте еще раз закрепим и запомним эти правила, чтобы использовать их ежедневно.1 ребенок: Если ты воспитан, если вежлив даже, О тебе плохого никогда не скажут.2 ребенок: Ты старушке место в транспорте уступишь. Маме помогая, хлеб к обеду купишь.3 ребенок: С другом на уроке ты болтать не будешь, И сказать «спасибо» ты не позабудешь.4 ребенок: В комнате порядок наведёшь, конечно. И друзей поздравишь с праздником сердечно.5 ребенок: В разговоре взрослых перебить не сможешь. И в несчастье другу ты всегда поможешь.6 ребенок: Слабому, в защите, верно, не откажешь, О другом, конечно, слов плохих не скажешь.ХОРОМ: Вежливый ребёнок – это просто клад!Проводница: Ребята, путешествие прошло успешно, молодцы. Вам понравилось?Дети. Да, очень.Проводница: - Это я вижу по вашим улыбкам. Спасибо всем за прекрасное времяпровождение. Мы побывали в стране Вежливости и обязаны пользоваться словами, которые мы выучили. Давайте скажем гостям «До свидания», за то, что они пришли к нам в гости.Заключение Вежливость - это качество, без которого невозможно представить культурного человека. Эффективность уроков вежливости зависит от согласованной работы родителей и педагогов. Она должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Самое главное- нужно быть вежливым самим, не только в публичных местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком или другими близкими. Мы находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Поэтому все, и взрослые, и дети должны соблюдать правила вежливости. Предлагаемый урок вежливости помог в увлекательной форме ознакомить детей с основными правилами этикета. Ведь наряду с пытливым умом, хорошей памятью, стройной логикой нам так хочется видеть в наших детях не менее важные качества: благородство и доброту, щедрость и тактичность, чуткость и доброжелательность. Яркие иллюстрации разнообразных этикетных ситуаций, слайды сделали урок вежливости неголословным. Я считаю, что урок достиг свой цели. Задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты. Таким образом, мы с помощью этого урока вежливости расширили кругозор вежливости у детей.Список литературы1.Аверьянова И.В. Предметные недели и праздники. – Волгоград.: «Издательство Учитель», 2008.-198с.2.Вакуленко Ю.А. Физкультминутки. – Волгоград.: «Издательство Учитель», 2007.-105с.3.Павлова О.В. Как вести себя в школе и дома. – Волгоград.: «Издательство Учитель», 2007.-137с.4.Чиркова А.К. Внеклассная воспитательная работа. – Глазов, 2006.-70с.5.Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия.- Москва.: «Издательство Вако», 2007.-255с.