"К дню рождения В.М.Шукшина"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "К дню рождения В.М.Шукшина"
Автор: Ирина Павловна Сафронова
"Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина) Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина.Задачи: Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни. Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни. Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством. Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?“В восемнадцать лет самая пора начать думать, ощущать в себе силу разум, нежность – и отдать все это людям. Кому же еще? Вот счастье, по-моему. Можно, конечно, принять восемнадцать лет, как дар Жизни, с удовольствием разменять их на мелочишку чувств, небольших, легко исполнимых желаний – так тоже можно, тоже будет. Что вспомнить, даже интересно будет…Только жалко. Ведь это единственный раз! Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро – не успеешь оглянуться, уже сорок… Вернуться нельзя! Можно не пропустить…”. Но нужно все, же всмотреться в жизненный путь замечательного художника Василия Макаровича Шукшина, чтобы понять, как пронзительно искренние его слова, завещанные молодежи и имел на них право. Потому что завоевал всей прожитой жизнью, опытом творчества, всем своим трудом. Проживший всего сорок четыре года, Шукшин оставил большое творческое наследие в литературе и кинематографе, его заслуги высоко оценены премиями кинофестивалей, званиями лауреата Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР.Но главная оценка – народная признательность. Шукшин снимался в двух десятках фильмах. Само его участие приковывает внимание зрителей. Он снимался в лентах “Два Федора”, “Журналист”, “Освобождение”. За исполнение главной роли сценариям кинодраматург и режиссер поставил фильмы: “Ваш сын и брат”, “Странные люди”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”. Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность. Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек своего сердца.Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. После демобилизации приехал домой.Из воспоминаний В.М. Шукшина: “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…”.Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт. Именно этот жизненный опыт помог В.М. Шукшину сократить период ученичества.Шукшин очень сильно любил деревню. Его постоянные герои – сельские механизаторы, шоферы, плотники, кузнецы, деревенские деды и бабки. Он умел мастерски описать сельский пейзаж – ковыльную степь, ширь сибирских рек, дым ночного костра после жаркого сенокосного дня. Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному относятся читатели. Один из его рассказов носит название “Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить себя, свои нравственные законы. Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: “У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об этом? Невозможно: “…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: “Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.М. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и тому подобное. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал.” Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.Чтец:В искусстве уютнобыть сдобною булкойфранцузской,но так не накормишь ни вдов,ни калек,ни сирот.Шукшин был горбушкойс калиною краснойв прикуску,черняшкою той,без которой немыслим народ…Когда мы взошли, на тяжелой закваскемужицкой,Нас тянет к природе,к есенинским чистымстихам,Нам с ложью не сжиться,в уюте ужей не ужиться,и сердце как сокол,как связанный Разин Степан.Е.Евтушенко “Памяти Шукшина”Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей. Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Автобиографичность этого произведения усиливает интерес к нему. Нужно, будучи взрослыми, оставаться немного ребенком, чтобы из страны детства показать душевный мир двенадцатилетнего мальчишки. Детство всегда остается детством, даже в тяжелые дни войны. Хотя первая же фраза четко обозначает время действия рассказа (зима 1942 года). Это повествование не о тягостных днях детства, не о тяжелой изнурительной работе наравне со взрослыми, не о постоянной тревоге за близких на фронте. Конечно, все это есть в рассказе, но благородная память писателя выбрала из всех дней не совсем обычный “далекий зимний вечер”, когда в доме был маленький праздник: варились пельмени, и шилась новая рубаха Ваньке Колокольникову. Характер героя рассказа Ваньки Колокольникова, мальчишки военных лет, развитый потом в цикле “Из детских лет Ивана Попова”, принадлежит к удачам первого сборника. У Шукшина есть рассказ “Ванька Тепляшин” и документальное повествование “Кляуза”. Перед нами совпадение случая из “жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования. Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой. “Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. “Мне со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: “Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею “давать”: Мне неловко”.Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина возникают сложные отношения, которые будут его “сопровождать” на всем творческом пути.Сразу после появления фильма “Живет такой парень” (в основу его легли новеллы “Классный водитель” и “Гринька Малюгин”) Шукшину ставили в укор, что Пашке Колокольникову не хватает культуры, чтобы стать настоящим героем, то есть по существу, советовали сделать из него “глянцевый манекен, гладкий и мертвый, от которого хочется отдернуть руку”. Некоторые рецензоры как бы ни замечали этого главного в этом герое (как и во многих других странных, чудаковатых людях), того, что скрывалось за кажущейся легкостью отношения к жизни, - его доброты и бескорыстности. Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов. Шукшин боялся таких людей. В том же рассказе “Боря” он пишет: “Я боюсь чиновников, продавцов, и вот таких как этот горилла”. Он их боялся, но он, же ненавидел их и дрался с ними. Горилла – это тот, кто способен унизить нас силою. Продавец – завистью, если он из тех, “кто умеет жить”, - напористостью хамством. “Един в трех лицах” - говорили о Шукшине, почитатели его таланта, и справедливость этих слов в полной мере подтвердил фильм “Калина Красная”. Дав название своему сценарию, а потом фильму, Шукшин обращается с этим символическим, неслучайным образом очень сдержанно. Калина Красная нам встречается лишь в названии сценария да еще в словах той песни, которую поют вместе Люба и Егор незадолго до того, как герой, выпущенный из тюрьмы, будет убит бандитами, приехавшими к нему прямо на пашню, чтобы наказать за измену воровскому делу. По ходу же сценария и фильма Егор Прокудин даже и не вспоминает ни разу про эту калину и не скажет о ней ни слова. Куда больше, кажется, его волнуют и привлекают березы. Каких только добрых и ласковых слов он им не скажет, вернувшись в родные края – и невесты-то – они, и подружки, и сестрички милые… А мы почему-то помним вовсе не про те живые, реальные березы, которые всячески миловал Егор, а помним про густо красную, словно кровавую, калину. При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения” Так это и случилось. Умер он, на съемочной площадке исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Фильм поставлен режиссером Сергеем Бондарчуком по одноименному роману М.А. Шолохова. В главной роли Лопахина снялся В.М. Шукшин, в роли Гликерии – Лидия Федосеева-Шукшина. При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все поняли: “мы люди, потрясенные Шукшиным…”.Василий Шукшин принадлежит к той плеяде русских художников, который не чуждались проповеднической миссии в искусстве в лучшем смысле этого слова. И, может быть, за кино Шукшин держался не только потому, что получил профессию режиссера, а потому, что долгое время верил в способность кино повлиять сразу на многих.В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: “…суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго. Вот в чем дело. Кино - искусство быстротечное, а литература – вечное”.2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):“Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину, - говорил Виктор Петрович Астафьев”А нам вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.