Механизм работы с разными видами чтения на английском языке как одно из условий формирования читательской грамотности ученика. Ветёлкина Ирина Ивановна Учитель английского языка МАОУ гимназия № 92 г.Краснодар Новые государственные образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Как известно, в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Это способность использования полученных на уроках знаний, умений и навыков в рамках взаимодействия с социумом: написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке. Функциональная грамотность – это умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Как читательская грамотность помогает работать с информацией? Поиск смысла. Умение определять тему и ключевую мысль, а также самостоятельно делать выводы из фактов, представленных в тексте. Анализ. Способность объяснять и обобщать информацию, формировать на основе текста собственные оценочные суждения. Применение на практике. Информация из текста используется для решения всевозможных задач в разных сферах. Мультифункциональность. Умение работать с иллюстрациями и получать из них информацию, чётко и ясно выражать мысли как устно, так и письменно, структурировать и разделять информацию и переформулировать её при необходимости, а также возможность работать с текстами из разных предметных областей. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (поисковое чтение (сканирование текста или scanning), просмотровое чтение (пробежаться глазами — skimming), ознакомительное чтение (extensive reading) и изучающее чтение (intensive reading). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. При составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: учащиеся -не знают значений многих слов; -не умеют читать диаграммы; -не умеют озаглавить текст; -не понимают смысла написанного; -не могут выделить ключевые слова; -не в состоянии сформулировать вопрос; - не могут выбрать способ решения задачи; -не умеют актуализировать наличные умения; -не могут перенести знания и умения из одной области на другую; -часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью, под которой понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение: 1.Текст должен быть ученику интересен. 2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. 3.Текст должен развивать кругозор. 4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности. 6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст 7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках. 8. Объем текста не должен превышать норму. 9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. 10.Текст должен быть структурирован. Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д. Так каковы же эффективные приёмы работы с чтением? Этап activity. Для начала снимите трудности, связанные с новыми словами и выражениями, встречающимися в тексте, составьте с ними предложения и проработайте их, организуйте парную, групповую работу. Этап skimmimg. Skimming поможет вам сэкономить часы кропотливого чтения. Однако этот способ не всегда является самым подходящим. Он полезен в качестве предварительного просмотра текста или в случае с очень информативным текстом, но когда вы прибегаете к этой технике, есть вероятность упустить важные смысловые элементы или оттенки значений. Используйте Skimming для просмотра глав в книге или учебнике и для подготовки к тесту. Также он подойдет для того, чтобы решить, нужно ли что-то читать вообще, например, при отборе необходимых материалов. Skimming будет достаточно для того, чтобы понять общую идею и стиль материала, а также основные сходства и различия с другими ресурсами. Приступая к процессу, приготовьтесь к беглому просмотру страниц. Вам не нужно будет читать каждое слово, вам нужно будет обращать внимание на заголовки и подзаголовки, жирный шрифт и курсив, нумерованные и ненумерованные списки, ключевые слова и фразы, имена людей и названия мест, даты и незнакомые слова. В целом, придерживайтесь следующих инструкций: Прочитайте содержание или оглавление, чтобы ознакомиться с основными идеями; Проглядите основные заголовки в каждой главе, прочитайте заголовки таблиц; Прочитайте вводный абзац, а затем только первое и последнее предложение каждого последующего абзаца. В каждом абзаце читайте только первые несколько слов каждого предложения или обращайте внимание на слова, которые укажут вам на основную идею; Прервитесь и быстро прочитайте предложения, в которых содержатся слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом; Если вам показалось, что вы увидели какую-то важную информацию, прервитесь и прочитайте все предложение, чтобы убедиться в этом. Затем продолжайте в том же темпе. Старайтесь не поддаваться искушению вчитываться в детали, которые вам не нужны. Прочитайте заключения глав, если таковые имеются. Этап scanning. В сканировании также используются ключевые слова и общие подсказки. Но в то время как цель skimming – обзор материала с высоты птичьего полета, цель сканирования – обнаружение и углубление в конкретные факты. Факты могут быть погребены в длинных абзацах, который на первый взгляд имеют мало общего с вашей темой или запросом. Поэтому вначале следует прибегнуть к skimming, чтобы оценить вероятность обнаружения нужной вам информации. Не забывайте сканировать оглавления, содержания, указатели, выводы, заголовки и различные выделения шрифтом. Чтобы списки и таблицы несли в себе смысл, примените к ним skimming, чтобы понять как они организованы: в алфавитном, хронологическом порядке или в порядке убывания важности. Если после skimming вы решите, что материал может быть вам полезен, переходите к scanning: Для этого вам необходимо определиться, что именно вы ищете. Выделите для себя несколько ключевых слов или фраз; Ищите только одно ключевое слово (фразу) за раз. Если вам нужно несколько разных слов, делайте разные заходы; Позвольте вашему взгляду блуждать по странице по направлению сверху вниз, пока вы не найдете нужную фразу. Когда вам попадается нужное слово, внимательно прочитайте предложения, которые его окружают. Если вы ищете информацию для ответа на конкретный вопрос, один шаг уже сделан за вас – ключевые слова содержатся в самом вопросе. Дальше придерживайтесь следующих инструкций: Прочитайте каждый вопрос внимательно и выберите ключевые слова; Ищите ответ только на один вопрос за раз; Когда вам попадается нужный ответ, читайте внимательно окружающий его материал; Перечитайте вопрос, чтобы определить, является ли информация, которую вы нашли ответом на вопрос. На этапе scanning можно применить эффективный приём, так называемый, «бегающий диктант» «running dictation». Этап intensive reading. В данном случае текст читают для того, чтобы найти в нем более детальную информацию и ответить на более детальные вопросы. Поскольку ответ на вопрос предполагает ориентирование в деталях, данный вид чтения обычно идет вторым после reading for gist, или даже третьим. В данном случае текст читается полностью, происходит поиск деталей, более глубокое понимание. Так мы читаем что угодно, заслужвшее нашего внимания, будь-то отчет, или статью, или книгу. В данном случае на чтение текста студентам дается больше времени, предварительно разбираются вопросы, а также вводится блокирующая лексика, если необходимо. На более низких уровнях учащиеся увидят в тексте ответы на вопросы быстрее, тогда как на высоких уровнях и при подготовке к экзаменам ответы на вопросы в тексте будут перефразированные, использованы синонимы и синонимичные обороты и т.д. Типичные виды заданий: True/False; ответы на вопросы; исправление утверждений; соединение высказываний с говорящими; множественный выбор, выявление и исправление ошибок, несоответствий и т.п. Обратите внимание на то, что, хотя учащиеся и должны понимать детали в тексте, и читать текст полностью, им совсем не обязательно понимать 100% текста. Обычно при работе с текстами из учебника достаточно понимания 80% текста. На этапе intensive reading можно применить эффективный приём «jigsaw reading». Таким образом, использование разных приемов работы с текстом на уроке позволяет не только разнообразить, порой, не интересную, построенную на переводе и ответах на вопросы работу с текстом, но и быть одним из способов формирования читательской грамотности, как одного из направлений формирования функциональной грамотности. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям. Список используемых источников. 1. 2. 3. 4.