Механизм работы с разными видами чтения на английском языке как одно из условий формирования читательской грамотности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Механизм работы с разными видами чтения на английском языке как одно из условий формирования читательской грамотности.
Автор: Ветёлкина Ирина Ивановна

Механизм работы с разными видами чтения на английском языке как одно из условий формирования читательской грамотности ученика. Ветёлкина Ирина Ивановна Учитель английского языка МАОУ гимназия № 92 г.Краснодар Новые государственные образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Как известно, в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Это способность использования полученных на уроках знаний, умений и навыков в рамках взаимодействия с социумом: написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке. Функциональная грамотность – это умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Как читательская грамотность помогает работать с информацией? Поиск смысла. Умение определять тему и ключевую мысль, а также самостоятельно делать выводы из фактов, представленных в тексте. Анализ. Способность объяснять и обобщать информацию, формировать на основе текста собственные оценочные суждения. Применение на практике. Информация из текста используется для решения всевозможных задач в разных сферах. Мультифункциональность. Умение работать с иллюстрациями и получать из них информацию, чётко и ясно выражать мысли как устно, так и письменно, структурировать и разделять информацию и переформулировать её при необходимости, а также возможность работать с текстами из разных предметных областей. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (поисковое чтение (сканирование текста или scanning), просмотровое чтение (пробежаться глазами — skimming), ознакомительное чтение (extensive reading) и изучающее чтение (intensive reading). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. При составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: учащиеся -не знают значений многих слов; -не умеют читать диаграммы; -не умеют озаглавить текст; -не понимают смысла написанного; -не могут выделить ключевые слова; -не в состоянии сформулировать вопрос; - не могут выбрать способ решения задачи; -не умеют актуализировать наличные умения; -не могут перенести знания и умения из одной области на другую; -часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью, под которой понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение: 1.Текст должен быть ученику интересен. 2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. 3.Текст должен развивать кругозор. 4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности. 6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст 7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках. 8. Объем текста не должен превышать норму. 9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. 10.Текст должен быть структурирован. Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д. Так каковы же эффективные приёмы работы с чтением? Этап activity. Для начала снимите трудности, связанные с новыми словами и выражениями, встречающимися в тексте, составьте с ними предложения и проработайте их, организуйте парную, групповую работу. Этап skimmimg. Skimming поможет вам сэкономить часы кропотливого чтения. Однако этот способ не всегда является самым подходящим. Он полезен в качестве предварительного просмотра текста или в случае с очень информативным текстом, но когда вы прибегаете к этой технике, есть вероятность упустить важные смысловые элементы или оттенки значений. Используйте Skimming для просмотра глав в книге или учебнике и для подготовки к тесту. Также он подойдет для того, чтобы решить, нужно ли что-то читать вообще, например, при отборе необходимых материалов. Skimming будет достаточно для того, чтобы понять общую идею и стиль материала, а также основные сходства и различия с другими ресурсами. Приступая к процессу, приготовьтесь к беглому просмотру страниц. Вам не нужно будет читать каждое слово, вам нужно будет обращать внимание на заголовки и подзаголовки, жирный шрифт и курсив, нумерованные и ненумерованные списки, ключевые слова и фразы, имена людей и названия мест, даты и незнакомые слова. В целом, придерживайтесь следующих инструкций:  Прочитайте содержание или оглавление, чтобы ознакомиться с основными идеями;  Проглядите основные заголовки в каждой главе, прочитайте заголовки таблиц;  Прочитайте вводный абзац, а затем только первое и последнее предложение каждого последующего абзаца. В каждом абзаце читайте только первые несколько слов каждого предложения или обращайте внимание на слова, которые укажут вам на основную идею;  Прервитесь и быстро прочитайте предложения, в которых содержатся слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом;  Если вам показалось, что вы увидели какую-то важную информацию, прервитесь и прочитайте все предложение, чтобы убедиться в этом. Затем продолжайте в том же темпе. Старайтесь не поддаваться искушению вчитываться в детали, которые вам не нужны.  Прочитайте заключения глав, если таковые имеются. Этап scanning. В сканировании также используются ключевые слова и общие подсказки. Но в то время как цель skimming – обзор материала с высоты птичьего полета, цель сканирования – обнаружение и углубление в конкретные факты. Факты могут быть погребены в длинных абзацах, который на первый взгляд имеют мало общего с вашей темой или запросом. Поэтому вначале следует прибегнуть к skimming, чтобы оценить вероятность обнаружения нужной вам информации. Не забывайте сканировать оглавления, содержания, указатели, выводы, заголовки и различные выделения шрифтом. Чтобы списки и таблицы несли в себе смысл, примените к ним skimming, чтобы понять как они организованы: в алфавитном, хронологическом порядке или в порядке убывания важности. Если после skimming вы решите, что материал может быть вам полезен, переходите к scanning:  Для этого вам необходимо определиться, что именно вы ищете. Выделите для себя несколько ключевых слов или фраз;  Ищите только одно ключевое слово (фразу) за раз. Если вам нужно несколько разных слов, делайте разные заходы;  Позвольте вашему взгляду блуждать по странице по направлению сверху вниз, пока вы не найдете нужную фразу.  Когда вам попадается нужное слово, внимательно прочитайте предложения, которые его окружают. Если вы ищете информацию для ответа на конкретный вопрос, один шаг уже сделан за вас – ключевые слова содержатся в самом вопросе. Дальше придерживайтесь следующих инструкций:  Прочитайте каждый вопрос внимательно и выберите ключевые слова;  Ищите ответ только на один вопрос за раз;  Когда вам попадается нужный ответ, читайте внимательно окружающий его материал;  Перечитайте вопрос, чтобы определить, является ли информация, которую вы нашли ответом на вопрос. На этапе scanning можно применить эффективный приём, так называемый, «бегающий диктант» «running dictation». Этап intensive reading. В данном случае текст читают для того, чтобы найти в нем более детальную информацию и ответить на более детальные вопросы. Поскольку ответ на вопрос предполагает ориентирование в деталях, данный вид чтения обычно идет вторым после reading for gist, или даже третьим. В данном случае текст читается полностью, происходит поиск деталей, более глубокое понимание. Так мы читаем что угодно, заслужвшее нашего внимания, будь-то отчет, или статью, или книгу. В данном случае на чтение текста студентам дается больше времени, предварительно разбираются вопросы, а также вводится блокирующая лексика, если необходимо. На более низких уровнях учащиеся увидят в тексте ответы на вопросы быстрее, тогда как на высоких уровнях и при подготовке к экзаменам ответы на вопросы в тексте будут перефразированные, использованы синонимы и синонимичные обороты и т.д. Типичные виды заданий: True/False; ответы на вопросы; исправление утверждений; соединение высказываний с говорящими; множественный выбор, выявление и исправление ошибок, несоответствий и т.п. Обратите внимание на то, что, хотя учащиеся и должны понимать детали в тексте, и читать текст полностью, им совсем не обязательно понимать 100% текста. Обычно при работе с текстами из учебника достаточно понимания 80% текста. На этапе intensive reading можно применить эффективный приём «jigsaw reading». Таким образом, использование разных приемов работы с текстом на уроке позволяет не только разнообразить, порой, не интересную, построенную на переводе и ответах на вопросы работу с текстом, но и быть одним из способов формирования читательской грамотности, как одного из направлений формирования функциональной грамотности. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям. Список используемых источников. 1. 2. 3. 4.