Роль зрительной символики в формировании звукового анализа и синтеза у старших дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль зрительной символики в формировании звукового анализа и синтеза у старших дошкольников
Автор: Елена Александровна Черных
Роль символизации в формировании в формировании звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.При подготовке дошкольников к обучению грамоте требования ФГОС направлены на развитие аналитико-синтетической активности. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. При освоении письма и чтения любого ребёнка исходным процессом является не заучивание букв, а звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.Тем более это важно для детей с дефектами речи, восприятие фонем у которых нарушено, что ведёт к искажению звукового анализа.В своей работе я неоднократно убеждалась в том, что у детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в своей коррекционно-развивающей работе я использую зрительные символы звуков, разработанных Ткаченко Т.А. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.Формирование умственных действий в дошкольном возрасте идёт поэтапно, это говорит о том, что мышление детей преимущественно наглядно-образное. Я в своей работе использую зрительные символы как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми (использование карточек схем). С их помощью коррекционно-развивающие обучение у детей с ОНР приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребёнка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.В своей многолетней практической деятельности мы постоянно используем разнообразные вспомогательные средства для коррекции и развития речи дошкольников (подробнее об этом предлагаю авторскую методику СО ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКОЙ. ТКАЧЕНКО Татьяна Александровна - Одним из таких средств являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Авторская методика формирования навыков звукового анализа и синтеза на основе зрительной символики впервые была опубликована в 1985 году. Технология рекомендована экспертами, одобрена многочисленными практиками. Материалы данного пособия обновлены, переработаны и полностью соответствуют тематическому плану занятий по формированию фонетической стороны речи на первом году обучения, приведенных в книгах автора: «Учим говорить правильно», «Если дошкольник плохо говорит». В качестве дидактического материала при обучении предлагается использовать особую зрительную символику. Поэтому в работе учителя-логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка. Условные обозначения звуков связаны с общепринятой символикой (красные - для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности. Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.Также, используя эти символы, можно научить ребёнка навыкам чтения. Играя, выкладываем и соединяем сначала зрительные символы звуков в слоги и слова, а затем переходим к буквам. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков «О», «А», согласного звука «С», то можно выложить картинки с этими символами в таком порядке, что, назвав их, у ребенка получится слово «оса».При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука: звук (у) – губы трубочкой, звук (а) – рот широко открыт…Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию.Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.(а) – рот широко открыт, обозначаем большим красным кругом;(и) – губы растянуты в улыбке, обозначаем красной улыбкой;(о) – губы округлены колечком, обозначаем красным овалом;(у) – губы вытягиваем трубочкой, обозначаем маленьким красным кругом;(ы) – губы в более широкой улыбке, обозначаем красным прямоугольником;(э) – губы приоткрыты.Известно, что формирование навыков звукового анализа, то есть операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.При выборе условных обозначений для гласных звуков мы в большей степени опирались на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирали аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.Педагогу достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А - большим, И - горизонтальной полоской, О - овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы - нижней половинкой круга. Звук Э не используется.)Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки - одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте.Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.Одноцветные картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках-символах. Выбор цвета не случаен. У всех символов согласных звуков он синий, чтобы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошо различает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Таковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму.Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:> совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);> формирование правильного произношения звуков;> развитие навыков звукового анализа и синтеза.Отметим, что и четкое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.А. Никашина и др.).Все три процесса - фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.В заключение отметим, что с помощью наших символов педагог (или родитель) может формировать следующие навыки:Синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения,Определение позиции звука (начало, середина, конец слова),Определение наличия, либо отсутствия звука в слове,Дифференциация акустически и артикуляционно близких фонем (Б - П, Т - Д, К -Г, К - X, С - 3, С - Ш и пр.)Анализ звукового состава слова,И т.п., которые малодоступны детям 4-летнего возраста с нормальным речевым развитием и практически недоступны малышам с речевыми недостатками без использования означенных вспомогательных средств обучения. Синтезируя слова с помощью символов мы легко, в игровой форме, при большой заинтересованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения.Анализируя (расчленяя) полученные после соединения звуков слова, мы подготавливаем дошкольников к правильному, грамотному письму. Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две недели, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходимых сведений.Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике Т.А.Ткаченко. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.