Программа подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста "Дошколенок"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста "Дошколенок"
Автор: Елена Петровна Осипова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 35
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИЮ Дошколёнок
Разработал:
Педагог-психолог Осипова Е.П.
Ачинск, 2023г.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Дошколёнок
(сокращенный вариант)
Актуальность
Формирование предпосылок к учебной деятельности, подготовка к школьному обучению, несмотря на изученность, остаётся актуальной и востребованной всеми участниками образовательного процесса. С каждым годом варьируются программы, изменяются требования обучения, введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального образования. У детей же, поступающих в детские сады, школы с каждым годом всё больше обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Воспитанники нуждаются в помощи психолога с целью профилактики дезадаптации. Данная программа предполагает серию коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации.
Цель программы: подготовка воспитанников старшего дошкольного возраста к школьному обучению, формирование предпосылок к учебной деятельности посредством игровых заданий и упражнений.
Задачи:
1. Способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения).
2. Содействовать развитию произвольной регуляции поведения
3. Формировать познавательную активность, учебную мотивацию.
4. Развивать коммуникативные навыки
5. Содействовать успешной адаптации ребёнка к школе, профилактика дезадаптации, формированию эмоционально-положительного отношения к школе.
Средства реализации программы:
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.
2. Продуктивные виды деятельности.
3. Беседы.
4. Графические диктанты
5. Элементы здоровьесберегающих технологий (релаксация, дыхательно-координационные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для профилактики нарушения зрения, музыкотерапия, арт-терапия)
Структура и форма занятий:
Занятия длительностью 25-30 минут проводятся 1 раз в неделю с воспитанниками старшей и подготовительной к школе групп. В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями воспитанников. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём и сложность материала, увеличивается темп выполнения заданий.
Цикл занятий рассчитан на 2 учебных года:
Первый этап: октябрь-апрель (7 месяцев)- воспитанники старшей возрастной группы.
Второй этап: октябрь-апрель (7 месяцев)- воспитанники подготовительной группы.
Состав группы 6-10 человек
Ожидаемый результат:
Образовательная деятельность с детьми предполагает формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, развитие:
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательной деятельности, и др.;
способности выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
активности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в совместной игровой деятельности;
умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;
воображения, в разных видах деятельности;
умения подчиняться разным правилам и социальным нормам;
владение речью, умение выражать свои мысли и желания, умения использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, умения выделять звуки в словах
крупной и мелкой моторики; умения контролировать свои движения и управлять ими;
способности к волевым усилиям, умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
любознательности, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, проявлять интерес к причинно-следственным связям, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
первоначальных знаний о себе, социальном мире, в котором он живет;
способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
развитию самостоятельности и инициативности.
Реализация данной программы предполагает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Литература:
1. Л.И.Катаева Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста – М: ЛИНКА-ПРЕСС,
2. Ю.В. Останкова Система коррекционно-развивающей работы по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2007г.-134 с.
3. В.Л. Шарохина Психологичекая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. -М.: Книголюб, 2009г.- 48с.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(старшая группа, первый год обучения)
Первый этап программы
Цель: развитие психических функций, эмоционально-волевой сферы и социально значимых личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, общения) у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии.
Задачи:
Содействовать развитию психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, целенаправленное внимание и наблюдательность, слуховую и зрительную память. мышление и речь).
Развивать эмоционально-волевую сферу.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Развивать общую и мелкую моторику.
Средства реализации программы:
1. Игры, упражнения.
2. Рисование (тематическое, свободное), лепка.
3. Беседы.
4. Релаксация.
Структура и форма занятий:
Занятия длительностью 25-30 минут проводятся 1 раз в неделю. В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями. Релаксационные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, для подгруппы детей из 8-10 человек.
Ожидаемый результат:
1. Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
2. Развитие эмоционально-волевой сферы (произвольности поведения)
3. Развитие коммуникативных навыков (умение работать в группах)
4. Развитие моторики.
Литература:
Л.И.Катаева Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г-224 с