Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений
Автор: Макарова Любовь Анатольевна

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведенийПересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст (Алексеева, Яшина. Теория и методика развития речи детей, С.248).В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту.Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.Произведения для пересказа, требования:- они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию;- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.Требования к пересказам детей таковы: Осмысленность,Полнота передачи произведенияПоследовательность и связность пересказаИспользование словаря и оборотов авторского текстаМетодика обучения пересказыванию.В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинокВ средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным.В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.Структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
  • 2. Первичное чтение произведения. (детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор). 3. Беседа по содержанию прочитанного (направлена на анализ и запоминание текста).4. Повторное чтение (установка на последующий пересказ).5. Пересказы детей.6. Заключительная часть занятия (использование драматизации произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей).Методические приемы: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.