Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Автор: Деева Татьяна Николаевна

Картотека артикуляционной гимнастикиДети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения быстро и уверенно, хорошо справляются с различными статическими играми.Игры для губЦель таких игр в развитии артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики. Каждое действие нужно выполнять по 10 – 12 раз.ТрубочкаВоспитатель предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.ОкошкоВоспитатель декламирует стишок:Приоткройте рот немножко,Губки сделайте «окошком».Дети должны раздвинуть и слегка вытянуть вперед губы так, чтобы они приняли форму квадрата.Зубки все в рядок стоят,Все в окошечко глядят.Дети удерживают губы в такой позиции до тех пор, пока воспитатель договорит стихотворение до конца. Затем расслабляют их.БубликПеред выполнением упражнения воспитатель просит детей отгадать загадку:Маленькое, сдобноеКолесико съедобное.Но его сама не съем.А раздам ребятам всем.Когда дети произнесут отгадку «бублик», воспитатель предлагает детям изобразить бублик губами. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой», а затем округлить их. При этом надо стараться держать их таким образом, чтобы были видны зубы (зубы должны быть сжатыми). В таком положении следует досчитать до 5 и расслабиться.Игры для языкаЦель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.ИголочкаПеред игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.Непослушный язычокВоспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.Чистим зубыВ начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.ПарусДети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.Плывет кораблик по волнам,Рвется парус к облакам.К борту волны поднимаются,И о кораблик разбиваются.Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.КотенокВоспитатель рассказывает стихотворение:Котик любит молоко:Лишь нальешь — слизнет он вмиг.Лакает живо и легко,«Лопаткой» высунув язык.Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.Игры для щекЦель игр — укреплять мышцы щек.ШарикПеред началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.  ХомячокДетям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот.Надувает хомяк щечки,Зерно держит он в мешочках.Щечки мы надуем тоже,Вместе хомячку поможем.Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.   Игры для выработки правильного произношения звуковБарабанщикЦель: отработка звука [д].Сначала воспитатель дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).ПарашютЦель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и звуков [р], [р'].Сначала можно загадать загадку:Спрыгнул с вертолета вниз —На цветке большом повис.Как земли коснешься,То цветок свернется.Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.КомарикЦель: отработка произношения звука [з].Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:Вдруг откуда-то летитМаленький комарик.И в руках его горитМаленький фонарик.Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.   МолотокЦель: подготовка к произношению звука [р].Сначала дети должны отгадать загадку:Инструмент в хозяйстве нужен.Очень он с гвоздями дружен.Им я гвозди забиваю.Папу с мамой забавляю.Затем им предлагается постучать языком как молоточком. Для этого нужно открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.ФутболЦель: отработка создания воздушной струи, необходимой для произношения свистящих звуков.Перед началом игры можно спросить у детей, кто любит играть в футбол. Дети должны вспомнить, в чем заключается суть игры.Затем воспитатель предлагает попробовать забить мяч в ворота с помощью языка. На столе устанавливаются маленькие ворота (можно сделать их из конструктора), в роли мяча будет ватный шарик.Дети должны открыть рот и высунуть язык. У языка нужно приподнять боковые края (нельзя складывать язык в «трубочку»). Теперь следует попытаться сдвинуть «мячик» сильно подув на него.Артикуляционная гимнастика очень важна для постановки правильного произношения у ребенка. Для повышения эффективности таких занятий рекомендуется проводить предварительную диагностику по выявлению дефектов речи у ребенка. Это поможет правильно выбрать комплекс упражнений из всех представленных в картотеке артикуляционной гимнастики. Эти упражнения можно использовать не только с детьми старшего возраста (пяти-шести лет), но и другого: младше или старше, в зависимости от рекомендаций логопеда.