«Использование технологии «Провокация» с целью развития познавательного интереса у старших дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии «Провокация» с целью развития познавательного интереса у старших дошкольников»
Автор: Жукова Эльмира Георгиевна
Методическая разработка
Тема:
Использование технологии Провокация с целью развития познавательного интереса у старших дошкольников
Разработала :
Воспитатель МБДОУ 33 г.Ростова-на-Дону
Жукова Эльмира Георгиевна
2024 год
Цель: Повышение профессиональных навыков педагогов.
-активизация стремления педагогов к профессиональному росту;
-создание взаимопомощи в вопросах привлечения к деятельности детей;
-внедрение инновационных технологий на основе элементов провокации,как метода приглашения к игре и совершению открытий.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу современные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те технологии организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Технология Провокации в детском саду — это приглашение к игре, к совершению открытий. Он создаёт ребёнку пространство для творчества и исследования.
Например, провокацией может быть:
коробка с песком или фигурками;
интересное фото или картинка в книге;
красиво выставленный натюрморт и материалы для рисования;
ракушки, песок и лупа;
вопрос;
и мн.др
Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. Именно он является главным идейным вдохновителем и основателем технологии , в основе которой лежат провокации.
Подготовить для детей провокацию, это значит, сделать так, что ребенок может увидеть ее сам, сможет потрогать, ощутить, порассуждать.
Почему говорим педагогическая провокация? Потому что в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.
Отдельной сферой применения элементов провокации можно считать развитие познавательной деятельности посредством различных высказываний, заведомо не соответствующих действительности. Начать диалог с детьми можно с подобных фраз: А я слышал, что яблоки растут под землей и их нужно выкапывать карандашами, или
Зимой обязательно нужно загорать под солнышком на море и кушать мороженое, Треугольник -это такой оранжевый круг, Собака – это рыба и живет в море и т. д.
Количество и содержание фраз ограничивается лишь фантазией говорящего. В процессе рассуждений нужно стараться добиться желаемого ответа, выслушать вывод, сделанный самим ребенком.
Метод провокации можно использовать и в продуктивной деятельности.
Так, например, несколько кусочков пластилина, неожиданно найденные детьми на столе, в центре книги, помогли ребенку вылепить героев сказки Колобок, к которой, в последующем, присоединились несколько детей. А далее, можно устроить театр для всех!
Также, из неожиданно найденных иллюстраций и раскрасок на тему проекта Удивительное рядом с детьми была собрана целая книга про насекомых, растения и животных.
Изготовлен макет улья для пчел, сплетена паутина из веточек и ниток.
Каждый педагог при помощи данной технологии может решать cвои задачи.
Провокацией может быть привлекательная композиция, которая появляется в среде - там, где ребёнок её заметит. Если вы хотите, чтобы дети обратили на нее внимание и освоили этот вид деятельности, то провокация должна быть, яркая, на видном месте, содержащая инструменты и материалы, иллюстрации книги, предметы, или просто расположенные на непривычных местах вещи.
Метод провокации можно использовать и в младших группах, с неговорящими детьми.
Н-р, провокации с перевиранием можно использовать на занятиях при работе с картинками: Это корова. Она кричит: ко-ко-ко. Ребёнок не соглашается и выдает правильное звукоподражание.
Секрет провокаций в том, что они не принуждают детей к речевому подражанию, которое представляет для них трудность, а вызывают естественный речевой отклик со стороны детей на фоне вызванных у них эмоций.
Чтобы заинтересовать детей художественной литературой можно также использовать провокацию .
Провокацией может быть все что угодно.
Например, можно подготовить провокацию к басне Л. Н. Толстого Галка и кувшин. Чтобы заинтересовать детей, и они смогли себя проявить наиболее активно, нужно подготовить среду: использовать предметы: кувшин, камушки, воду.
После того, как мы с детьми прочитали и обсудили содержание басни, ответили на вопросы, в свободной деятельности, ребята, конечно- же увидели эти атрибуты. И с удовольствием еще раз окунулись в произведение, т.е. опытно - экспериментальным путем убедились, что если бросать камушки в сосуд с водой, вода поднимется.
Все это способствуют проявлению развития речи, естественной любознательности и творчества ребенка.
Знайте, что созданная провокация не всегда оправдывает педагогические задумки. Если дошкольники вдруг начинают делать совершенно не то, что ожидалось (не строит из конструктора геометрическую фигуру, а выстроил туннель для автомобиля, прекрасно! Фигурой вы займетесь в другой удобный момент.
Для педагога выдумывание провокаций – это тоже творчество, потому что выдумывать их очень увлекательно и наблюдать за реакцией на них дошкольников ещё интересней!