«Основы развития мелкой моторики рук детей с ЗПР через пальчиковые игры»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Основы развития мелкой моторики рук детей с ЗПР через пальчиковые игры»
Автор: Шолохова Татьяна Анатольевна

Проект на тему: «Основы развития мелкой моторики рук детей с ЗПР через пальчиковые игры» СОДЕРЖАНИЕАКТУАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………...…..2ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗПР ………………………...41.1 Особенности развития детей четвертого года жизни с задержкой психического развития ………………………………………………………....41.2 Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук……………………………………………………………………………...91.3 Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук детей четвёртого года жизни с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………...……..12ГЛАВА 2.ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.……………………………………………………….………………………212.1 Начальная диагностика уровня развития мелкой моторики детей четвёртого года жизни……………………………………..………………………………………212.2 Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей четвертого года жизни………………………………………………………………………….….26ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………………28ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..……………….29ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…31 АКТУАЛЬНОСТЬПо данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках регулярно проводимых в ДОУ и школах врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако по наблюдениям педагогов и психологи они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения. Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на нарушения в развитии ребенка с самого раннего дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат.Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является развитие общей и мелкой моторики. Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К.Анохин, Л.С. Выготский); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова); сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори).Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему моего исследования –диагностика нарушений мелкой моторики руки дошкольников с ЗПР и наиболее эффективные средства, обеспечивающие коррекцию ее развития. Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем потвердеть влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук, детей четвёртого года жизни с задержкой психического развития.Объект - развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметиспользование пальчиковых игр в процессе развития мелкой моторике рук.Цель, объект и предмет позволяют нам сформулировать следующие задачи нашего исследования:
  • Рассмотреть особенности развития детей четвертого года жизни с задержкой психического развития
  • Выявить роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук
  • Определить влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук, детей четвёртого года жизни с задержкой психического развития
  • Провести опытную работу по развитию мелкой моторики рук детей, четвертого года жизни с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр четвертого года с ЗПР.
  • Гипотеза исследования: пальчиковые игры будут способствовать развитию мелкой моторике рук четвертого года с ЗПР.Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (беседа, тесты на переключаемость ребенка, координацию, графические тесты), метод анализа полученных данных.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА1.1 Особенности развития детей четвертого года жизни с задержкой психического развитияМладший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков. От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку. В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до четырех лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время. По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6 лет:1. Стучит одним предметом о другой2. Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами3. Рисует и черкает на листе бумаги4. Вытаскивает крошку из прозрачной банки5. Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков6. Строит башню из 2-х кубиков7. Строит башню из 4-х кубиков8. Перерисовывает крестик9. Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.)10. Перерисовывает квадрат11. Перерисовывает круг12. . Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков13. Строит башню из 8-х кубиков14. Рисует человечка(3 элемента)15. Рисует человечка(6 элементов)Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук Вашего ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени. Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:– застёгивание и расстегивание пуговиц;– всевозможные шнуровки;– нанизывание колец на тесьму;– игры с мозаикой;– сортировка мозаики по ячейкам;– игры с конструктором;– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.1.2 Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рукПедагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.1.3 Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук детей четвёртого года жизни с задержкой психического развития Развитие мелкой моторики детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей ЗПР уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с задержкой психического развития наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков ( Гладкая В., 2013).В работах А.Н. Леонтьева (1973) обращается внимание на формирование речи у детей. Он пишет, что развитие артикуляционной стороны речи невозможно без влияния моторных зон в головном мозге, что, так или иначе связано с развитием мелкой моторики.Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина , надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга (Лобанова Н.В., 1994).Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори (1997). По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Построим следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка.В настоящее время существует множество данных об улучшении показателей функционирования, повышения протекания различных психических процессов под влиянием специальных упражнений для развития мелкой моторики рук (В.В. Цвынтарный,1999) .Пальчиковые игры удовлетворяют потребность в активных движениях, так как предоставляется возможность для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений. Пальчиковые игры связаны с работой фантазии и предусматривают умственную активность, связанную с работой воображения и памяти. Пальчиковые игры очень эмоциональны с одной стороны, а с другой стороны – создают условия для познания окружающего мира ( Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1989).Ещё Г.В.Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем (1980), В.В..Давыдовым (1986), Н.Я.Михайленко (1990), не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых. Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Пальчиковые игры – это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев, рук .Упражнения сопровождаются чтением стихов, например: ЧерепахаРуки сжаты в кулаки, большие пальцы - внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.Вот моя черепаха, она живет в панцире.Она очень любит свой дом.Когда она хочет есть,то высовывает голову.Когда она хочет спать,то прячет ее обратно.Игра «Волк и лиса».Серый волк бежит по лесу(большие пальцы разводим в сторону, указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» верхнюю и нижнюю челюсти), А за ним бежит лиса(выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее).Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста(поднимаем руки вверх, пальцы растопырены). Игра «Дом».На опушке дом стоит(сложить ладони «домиком» над головой), На дверях замок висит(сомкнуть ладони в замок), За дверями стоит стол(накрыть правой ладонью кулачок левой руки) Вокруг дома частокол(руки перед собой, пальцы растопырить). «Тук – тук – тук!» - дверь открой(постучать кулачком пол ладони).«Заходите, я не злой!»(руки в стороны, ладони вверх). Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку с ЗПР научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений (Белая Е.А., 2013). Кроме того:1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма ( Козлова Н.В., 2006).Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.Упражнения, способствующие развитию рук и ручной умелости детей с ЗПР:• запускать пальцами мелкие волчки;• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;• нанизывать пуговицы, бусинки на тонкую проволоку;• «щелчки» – каждым пальцем по бусам, закрепленным на ширме;• наматывать тонкую проволоку на катушку, на палец (колечко или спираль) ;• завязывать узлы на веревке, шнуровать ботинок;• застегивать пуговицы, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки;• закручивать шурупы, гайки;• игры с использованием клавишных и кнопочных выключателей, телефонных дисков, прищепок, пипеток;• сортировка семян гороха, фасоли, бобов;• игры со счетными палочками;• развивающие игры (с использованием конструктора, мозаики, кубиков, пирамидок, пазлов и т. д.) ;• игры «Поймай рыбку», «Барабанщик», «Играем на балалайке»;• лепка;• работа с бумагой: аппликация, конструирование из бумаги, плетение;• раскрашивание картинок в книжках;• перевод картинок;• рисование по трафаретам;• рисование по фигурным линейкам;• штриховка;• работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;• работа в занимательных прописях для дошкольников .При выполнении упражнений повышается устойчивость внимания, снижается утомляемость, увеличивается объем памяти, повышается способность к произвольному контролю, убыстряются психомоторные процессы . На индивидуальных и групповых занятиях для коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук следует, проводит, пальцевую гимнастику, разминание пластилина и глины, нанизывание пуговиц и бу­син на нити, широко использовать работу со счетными палочками, конструирование.ГЛАВА II. Опытная работа развитию мелкой моторики рук детей четвертого года жизни с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр 2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики детей четвёртого года жизни В первой главе моей работы я установила важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметили необходимость выявления нарушений в ней уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Для того, чтобы доказать это утверждение на практике, мною была проведена опытная работа при поступлении детей в учреждение с группой 10 человек в возрасте от 2,8 до 4,4 лет. Но перед началом занятий необходимо было выявить уровень нарушений в мелкой моторике детей.Программа опытная работы включала в себя:1. Диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР.2. Обработка и анализ полученных результатов.3. Разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей.Для фиксации результатов диагностики мною заполнялся протокол на каждого ребенка, а также таблица.Диагностическая работа проходила в несколько этапов. На первом начальном этапе происходило знакомство педагога с ребенком, первичная оценка его уровня развития. Для этого с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Далее организация выполнения ребенком задания предусматривала следующую последовательность: мы, читая потешку, выполняли упражнение, ребенок смотрел и пытался подражать (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается). Затем мы вновь показывали упражнение, и ребенок вместе с нами его повторял. Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, мы сначала показывали еще раз, ребенок пытался повторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: мы придавали руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию педагога.На втором этапе мною производилась диагностика уровня переключаемости ребенка, рейцпрокной координации. Для этого дети выполняли следующие упражнения (автор Крупенчук О.И.):1. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)3. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)7. Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.8. Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.Кроме пальчиковых упражнений мною были использованы также различные графические упражнения. На третьем этапе исследования мною применены следующие методики (авторы В.Солнцева, Т. Белова):1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.На каждом этапе мною были выявлены различные ошибки при выполнении заданий.Анализ нарушений.Этап пальчиковых упражнений:1. При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Данная проблема просматривалась у 3-х детей их 10-ти.2. При выполнении 2-го задания неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.3. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.4. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Например, мальчик (3,4 г.) - перенос сделал, но после того как сначала постучал кулак-кулак, потом кулак-ладонь и только потом, глядя на экспериментатора, он постучал большим и указательным пальцами по раскрытой ладони.5. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.6. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.7. Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто. Детям понадобился образец, а также помощь педагога. 3 ребенка даже после этого справились с заданием с большим трудом.8. Собирание матрешки прошло успешнее, но все же часть детей справилась с заданием только с помощью педагога.Этап графических упражнений:1. С рисованием домика удовлетворительно справились 5 детей из 10, двум понадобилась незначительная помощь педагога, у троих детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка2. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 5о% детей, остальные сделали это с помощью педагога, 3о% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.3. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием 40% человека, остальные – при помощи педагога.Таким образом, мною были выделены следующие нарушения мелкой моторики у данной группы младших дошкольников.1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения 30% детей.2. Неправильно воспроизводят пространственное направление движения 20% детей.3. Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы 30% детей.5. Отстает одна рука у 30% детей.6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую у 30% детей.7.Трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев у 40% детей.2.2 Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей четвертого года жизниПосле проведенной опытной работы направленной на диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР. Эти изменения можно пронаблюдать с помощью таблицы:Целью моего исследования было выявить влияние важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметить необходимость выявления нарушений в ней уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Если в диагностической опытной работы было: 30% с трудом переключались с одного движения на другое, 2о% - неправильно воспроизводили пространственное направление движения, 30% не могли одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, 30% отставала одна рука, 30% воспроизводили движения только правой рукой, игнорируя левую и 40% детей были трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую, дифференцировка поочередно пальцев. То, в итоговой диагностики после проделанных мною работ 100% детей без затруднений выполняли все задания. Из всего этого можно сделать вывод, что пальчиковые и графические упражнения играют важную роль мелкой моторики в развитии ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕУровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению коррекционной работы с ними. Анализируя проделанную работу, могу сказать, что в процессе взаимодействия с родителями удалось достичь хороших результатов. В решении проблемы развития мелкой моторики у детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития, они стали единомышленниками педагогов группы. Родители принимали активное участие в реализации проекта, увлеченно организовывали с детьми пальчиковые игры, участвовали в совместных мероприятиях, что позволило добиться положительных результатов. Если в начале опытной работы были выделены нарушения мелкой моторики у 40 % детей, то в итоговой диагностики уровень развития мелкой моторики рук у детей 4 – 5 лет стал 100 % . ЛИТЕРАТУРА1. Блинова , Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов/ Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2004 – 109 с.2. Вассерман, Я.А. Методы нейропсихологической диагностики / Л.И.Дорофеева , С.А. Меерсон. - СПб.: Стройлеспечать, 1997 -200с.3. Венгер, Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада/ . Л.А.Венгер, Е.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1998 -205с.4. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С Выготский . – М.: Просвещение, 1983 - 300 с.5. Година, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада/ Г.Н. Година, Е.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение , 1987 – 400с.6. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста/ В.В. Голубев. - М.: Академия, 2003 – 105с.7. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004 -99с.8. Гончарова, Е. Парадоксы отклоняющегося развития/Е. Гончарова // Дошкольное воспитание. – 2006 – 100с.9. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно/ О. Жукова // Дошкольное воспитание. - 2006 – 203с.10. Кириллова, Л. О Роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем/ Л.О. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1998. – 300с.11. Киселева В. Развитие тонкой моторики/ В. Киселева // Дошкольное воспитание.- 2006. – 200с.12. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста/ В.В. Ковалев. - М.: - 1995 -188с.13. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей/ В. В. Лебединский. - М.: - 2002 – 300с.14. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга/А.Р. Лурия. - М.: Академический проект.- 2000 – 205с.15. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов/В.Б. Никишина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, -2004 – 300с.16. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие/Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика – Синтез.- 2000 -200с.17. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. М.: Мозаика-Синтез.- 2002 -360с.18. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, А. Н. Орлова, Н. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис.- 1998 – 250с.19. Стребелевой, Е.А. Специальная дошкольная педагогика/Е.А.Стребелевой. – М.:- 2001 -205с.20. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников/Е.А. Стребелева // Дефектология. – 1994 -330с. ПРИЛОЖЕНИЯСистема мероприятий, направленная на развитие мелкой моторики рук детей четвёртого года жизни посредством пальчиковых игрДля проведения опытной работы были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.По результатам работы выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 60 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.Поэтому я разработала примерный комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет жизни с задержкой психического развития, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:- самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;- пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;- дидактические игры с использованием различных предметов.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.Комплекс игр и игровых упражненийТема: «Я и моя семья»Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье.Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.Раз гостила у меняВся мышиная семья:(круговые движения одной ладошки по другой)Папа-мышка,Мама-мышка,Мышь-дочурка,Мышь-сынишкаИ ещё сынок-мышонок –Самый маленький ребёнок.(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)Вот такая у меняРаз в гостях была семья!(круговые движения одной ладошки по другой)Е. СавельеваПальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,А вот этот пальчик – я.(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)Вот и вся семья!(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое, одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).Игра с прищепками «Маленькие помощники»Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.Тема: «Осень»Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать (расстёгивать) кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени.Самомассаж грецким орехомРебёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:Я катаю мой орех,Чтобы был круглее всех.О.И. КрупенчукПальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот дубовый,Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (Укладывают ладони на коленки)Н. НищеваИгра-тренажёр «Запасливый ёжик»Познакомьтесь - это ёжик,Он знаток лесных дорожек.Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.Игра с фасолью «Золушка»Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.Тема: «Домашние животные»Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,Карандаш не уроню (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)Ладошка правая,(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),Ладошка левая,Катаю ловко и умело я! (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)С.В. ИхсановаПальчиковая гимнастика «Наши уточки»Наши уточки с утра —Кря-кря, кря-кря.Наши гуси у пруда —Га-га, га-га.(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв)Наши гуленьки вверху —Гу-гу, гу-гу. (поднять руки вверх и помашите кистями)Наши курочки в окно —Ко-ко, ко-ко. (постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)А как Петя-петушокРано-рано поутруНам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)Игра «Шаловливый котёнок»Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.Игра «Разрезные картинки»Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.Тема: «Мамин день»Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.Самомассаж крупными бигудиЗагудел паровозИ вагончики повез:«Чу-чу-чу-чу-чу!Далеко я укачу»Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.Т. ВолгинаПальчиковая гимнастика «Хозяйка»Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)В миску молока налью, (наливаем молоко)Положу туда крупу (насыпать крупу)И поставлю на плиту. (поставить на плиту)Будет каша хороша! (поднять большой палец вверх)Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)Игра «Накорми колобка»Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».Игра «Собери бусы»Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.2. Лепка из пластилина геометрических фигур. Затем опознавание слепленных геометрических форм с закрытыми глазами.3. Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.4.Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).Рифмованная речь сопровождается движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие. В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков, проводят более уверенные лини.Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детейдошкольного возраста1. "Сорока-белобока"Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: "Сорока варит кашу". Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе "этому дала" взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: "А этому не дала". Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: "Ты воды не носил..." и т. д.Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: "Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего".2. "Ладушки-хлопушки"Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.3. "Ладушки"Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестамиЛадушки, ладушки!(Покажите малышу ладони.)Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу —полетели! На головку сели.(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их "домиком" на голову.)4. "Домик"Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)5. "Прятки"В прятки пальчики играются, открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)6. "Зайчики"Поставьте все пальцы одной руки на стол.Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...(Пересчитайте заек.)Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)Постучали, постучали и устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)