Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.
Автор: Крайненко Виктория Александровна

Статья сборнике электронного изданияРазвитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.Автор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- Дону«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются - важнейшие черты детского поведения. Д -  как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество. развития ребенка решающее значение имеет не обилие полученных знаний им, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в котором знание приобретается. Поэтому педагогу необходимо поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Цель работы в данной области - развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.Задачи:Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность, творчество.Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:
  • при выборе объекта исследования;
  • при поиске метода его изучения;
  • при сборе и обобщении материалов;
  • при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании.
  • Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.Основой для моей работы послужила программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста “Ребенок в мире поиска” О.В. Дыбиной.В своей деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
  • природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями исклонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
  • дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникамв совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психо-физические, личностные способности и возможности детей);
  • активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
  • творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).
  • Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования или мини-лаборатория).Основное оборудование мини-лаборатории:
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
  • приборыпомощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
  • Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется в ДОУ — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
  • Постановка проблемы (задачи).
  • Поиск путей решения проблемы.
  • Проведение опытов.
  • Фиксация наблюдений.
  • Обсуждение результатов и формулировка выводов.
  • Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления в природе, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваютсяспособности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь. Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.)В строке «Цветы» отмечают день появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия.В строке «Уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением, также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). Затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая, хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию.Для организации экспериментальной деятельности в условиях группы детского сада используются такие формы работы с детьми:
  • Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.
  • Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.
  • Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
  • Эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о явлениях природы.
  • Чтение научной и художественной литературы.
  • Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
  • Организация коллекций и выставок.
  • Организация мини-музеев.
  • Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.
  • В детском саду одним из элементов развивающей предметной среды является уголок природы, где на полках размещены комнатные растения, подобранные с учетом программных рекомендаций при активном участии родителей. А в конце зимы на подоконнике появляется “огород” на окне. На “грядках” чудесного “огорода” прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия — зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Или срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений. Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (вязу, акации, клену, сосне, тополю и пр.), первоцветам.Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы, насекомые и т. д.Для положительной мотивации детей применяются различные приемы:
  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • проблемная ситуация;
  • познавательный момент (почему так?);
  • драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);
  • тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”, моделирование “маленькими человечками”).
  • Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем те сведения о мире, что получены продуктивным путем.Метод исследования способствует развитию познавательного интереса, расширяет представление об окружающем мире способствует формированию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков тем самым развивается творческая личность детей способная жить в современном мире и шагать в ногу со временем.Литература.
  • Данюкова, В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В.Н. Данюкова, В.Н. Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.
  • Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска / О.В. Дыбина. – Москва. Творческий центр, 2007.
  • Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
  • Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
  • Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
  • Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – Москва. АРКТИ, 2003.