Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказочное путешествие» с использованием ТРИЗ-технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказочное путешествие» с использованием ТРИЗ-технологии
Автор: Крайненко Виктория Александровна

Авторская методическая разработкаКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказочное путешествие» с использованием ТРИЗ-технологииАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуВозраст учащихся: 3-4 годаЦель: активизация и развитие речи детей посредством русской народной сказки «Три медведя» с применением ТРИЗ-технологийЗадачи:Образовательные:1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок.3. Познакомить с внешними признаками медведя, местом обитания.4. Обогащать представления детей об окружающем мире. 5. Закреплять понятия большой, поменьше, маленький.Развивающие:
  • Развивать речь, внимание, воображение.
  • Способствовать развитию произношения, интонационной выразительности речи.
  • Продолжать развивать ритмичность движений.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
  • Закреплять стремление совершать хорошие поступки.
  • Интеграция с другими образовательными областями : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Методы и приемы ТРИЗ:1. Синектика (метод аналогий), личностная аналогия (эмпатия).  (Перевоплощение в медведей)2. Системный оператор (системный лифт)3. Метод фокальных объектов (анализ сказки)4. Использование карточек «Тихо/громко», «Большой/маленький»Педагогические технологии: ТРИЗ-технология, игровые технологии, технология безопасного поведения, здоровье сберегающие технологииОборудование: мольберт, магнитофон.Материалы и инструменты: письмо, игрушка «Каркуша», картинки по сказке «Три медведя», дидактическая игра «Найди пару», системный лифт, графомоторная дорожкаПредметные результаты: разучивание новых словПредварительная работа: чтение сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Коза-дереза», рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, разучивание физкультминутки «Мишка косолапый», дидактическая игра «Животные леса», рисование «Мишка косолапый».Конспект  занятия.
  • Вводная  часть. Организационный момент.
  • Восп-тель: Собрались все дети в круг,Я – твой друг и ты – мой друг.Вместе за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой. Дети садятся на стульчики.)Восп-тель: Ребята, вы слышите, что это за звук?(Аудиозапись: каркает ворона.)Дети: Это каркает ворона.(Воспитатель выносит игрушку- ворону.)Восп-тель: Ребята, Каркуша нам принесла письмо из сказки. Интересно, что же там написано. Давайте я вам его прочитаю?Дети: Да(Открываем письмо, читаем.)Восп-тель: «Дорогие, детишки, пишут вам бабушка и дедушка. Мы живём в деревне с внучкой Машенькой. Рядом с домом у нас находится лес. У нас случилась беда: наша внучка  Машенька  потерялась.Помогите нам найти нашу внучку Машеньку.»Ребята, нужно помочь бабушке и дедушке найти Машеньку. Поможем им?Дети: ДаОсновная часть.Восп-тель: Но как же мы узнаем из какой сказки Машенька? Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы с вами читали, может в них живёт девочка Маша?Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Коза-дереза»Восп-тель: Посмотрите, Каркуша хочет помочь узнать сказку, она говорит, что нам нужно отгадать загадку:Жили в домике три мишки:Папа, мама и сынишка.В доме том хозяев нет.На столе стоит обед,Чашки три и миски три,Что за сказка? Ты, скажи.Дети: Три медведя.Восп-тель: Правильно, ребята, эта сказка называется «Три медведя». В этой сказке живут  папа-медведь, мама-медведь, медвежонок. Скажите мне, пожалуйста, какой папа- медведь?Дети: Большой.Восп-тель: Молодцы, ребята. А мама- медведица?Дети: Поменьше.Восп-тель: Правильно, поменьше. А это кто?Дети: Медвежонок.Восп-тель: Молодцы! А медвежонок какой?Дети: Маленький.Восп-тель: Сейчас он маленький медвежонок, а когда он вырастет, то   каким станет?Дети: Большим медведем.(Динамическая пауза, игра с карточками «Большой/маленький».)Восп-тель: Ребятки, а Каркуша мне говорит, что не знает, кто такие медведи, давайте мы покажем и расскажем про них, а поможет нам наш «Волшебный домик»(Системный лифт на мольберте)Восп-тель: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В этом доме живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?Дети: Да.(Воспитатель показывает на мольберте модель трёхэтажного дома )Восп-тель: На втором этаже будет жить у нас медведь. Давайте вспомним, что  находится на первом этаже?(Воспитатель помещает изображение медведя на схему.  Воспитатель помещает изображение частей тела на схему.)Дети: туловище, голова, ушки, лапы, глазки, носик.Восп-тель: Правильно, это части тела медведя. А на третьем этаже, что мы разместим? Где живёт медведь?(Воспитатель помещает изображение леса на схему.)Дети: В лесу.Восп-тель: Правильно, молодцы. Да, медведь живёт в лесу, в берлоге.Саша, расскажи про маленького медвежонка, из чего он состоит и где живет.Дети: У медвежонка есть туловище, голова, ушки, лапы, глазки, носик Он живет в лесу.Восп-тель: Отлично.  Милана, расскажи, про маму медведицу.Дети: У мамы-медведицы есть туловище, голова, ушки, лапы, глазки, носик. Она живет в лесу.Восп-тель: Ребята, Каркуша говорит вам «спасибо» за интересный рассказ. А нам с вами нужно помочь бабушке и дедушке найти Машеньку. Ты, Каркуша, лети и передай им, что мы найдём Машеньку. Но для этого нам нужно попасть в сказку. Я сейчас скажу Волшебные слова, и мы вмиг окажемся в избушке трёх медведей:Если дружно стать на ножкиТопнуть, прыгнуть- не упасть,То в страну весёлых сказокМожно сразу же попасть.(Дети стоят около стульчиков, выполняя движения.)Восп-тель: Вот мы и оказались в доме, где живут медведи. Но Маши здесь нет.Ребята, посмотрите, на столах лежат  блюдца и чашечки, но они все перемешаны; нам надо к каждой чашечке подобрать блюдечко, пока не пришли медведи и не рассердились на то, что брали без спроса их вещи. Давайте вспомним как мишка сердится.(Физкультминутка. Выполнение движений по тексту)Восп-тель: Мишка косолапыйПо лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)Шишки собирает (Наклоны вперед)И в карман кладет. (Руки на пояс)Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)Мишка рассердился (Помахать кулачками)И ногами топ-топ. (Топаем ногами)Восп-тель: Молодцы, ребята. А теперь давайте поможем медведям подобрать чашечку к блюдцу.(Игра «Найди пару»)Восп-тель: Все чашечки собраны. Может это Маша всё перепутала, испугалась и спряталась? Давайте мы её позовём.(Дети зовут Машу сначала хором, а потом воспитатель просит индивидуально позвать то громко, то тихо. Находят Машеньку. Игра с использованием карточек «Тихо/громко»)Восп-тель: Маша, мы пришли за тобой, твои бабушка и дедушка  очень за тебя переживают. Мы тебе покажем дорогу домой.(На мольберте «Графомоторная дорожка», показ 2-3 детей. Маша благодарит детей и уходит.)Восп-тель: Ребята, мы  справились, помогли бабушке и дедушке найти свою внучку. Нам пора возвращаться в детский сад.Если дружно встать на ножки, Топнуть, прыгнуть- не упасть,То легко ребята смогутСнова в детский сад попасть.(Выполнение движений по тексту)Заключительная частьВосп-тель: Ребята, кто сегодня к нам в группу прилеталДети: Ворона Каркуша.Восп-тель: А что она нам принесла?Дети: Письмо.Восп-тель: Кто написал письмо?Дети: Бабушка и дедушка.Восп-тель: Что у них случилось? О чём они просили в письме?Дети: Внучка потерялась, помочь её найти.Восп-тель: Ребята,  как вы считаете, Маша поступила хорошо или плохо, когда ушла одна в лес без взрослых.?Дети: Плохо.Восп-тель: Что Маша плохого сделала?Дети: Без спроса ушла из дома, одна пошла в лес, брала чужие вещиВосп-тель: В какой сказке мы были?Дети: «Три медведя»Восп-тель: Вам понравилось?Дети: Да.Восп-тель: Что вам запомнилось больше всего?(Ответы детей) Список литературы
  • Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.
  • Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. / А.А.Толмачев. - 2004. - 496 с.
  • Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006. - 72 с.