Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна
Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуМодернизация образовательной системы на современном этапе становления предусматривает целостный, гармоничный, эстетически-художественное развитие личности ребенка.Именно поэтому все звенья области, в том числе дошкольного, направляют свои усилия на формирование художественно-культурных ценностей личности ребенка, основанное на изучении индивидуальных возможностей, условий для самореализации и самоопределения на всех этапах жизнедеятельности.Данный подход предполагает реализации процесса эстетического воспитания на гуманистических началах. Оттого воспитательный процесс строится учитывая его потребностей, интересы, мотивы, возможности и др.Анализируя направления гуманистической педагогики, ученые определили ключевые задачи личностно-ориентированной образовательной системы:– формирование гармонично развитой, духовно обогащенной ребенка, базой жизнетворчества которой выступают культурно-духовные ценности человечества;– вырабатывание эстетических понятий и взглядов детей старшего дошкольного возраста, на базе которых идет восприятие прекрасного в жизни и искусстве;– формирование творческого потенциала детей.Наиболее существенная специфика эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, изменения, происходящие в познавательной области ребенка.Многие педагоги считают, что формирование эстетических идеалов у детей очень длительный и сложный процесс. Под влиянием взрослого, сверстника эстетические идеалы у ребенка изменяются.Данный возраст имеет особое значение в личностном развитии детей: в этот период жизни начинается формирование новых психологических механизмов поведения и деятельности.В старшем дошкольном возрасте происходит закладывание основ будущей личности: становление устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей потребность в признании и уважении со стороны сверстников и взрослых, интерес к коллективным формам деятельности); появление нового (опосредованного) типа мотивации –основы произвольного поведения; дошкольник усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.5-6-летним детям оказывается доступной сосредоточенная деятельность на протяжении15-20 минут.Также при выполнении каких-то действий они способны удерживать несложное условие в памяти.Воображение – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Происходит формирование таких его особенностей, как оригинальность и произвольность.В 5-7 лет дети способны самостоятельно сочинить небольшую сказку на заданную тему с последовательно разворачивающимся сюжетом.Улучшается восприятие величины, формы, строения и цвета объектов; систематизируются представления дошкольников, которые ранее были получены.Старший дошкольник умеет вычленять простые формы из сложных объектов, а также воссоздавать более сложные объекты из простых форм.Улучшается также конструктивная деятельность дошкольников. Дети овладевают обобщённым методом обследования образца. Осуществление конструктивной деятельности может происходить на основе схемы, по условиям и по замыслу. Дети старшего дошкольного возраста уже способны освоить даже сложные методы складывания бумаги, а также придумать свои собственные конструкции Конструирование из природного материала также усложняется.Старший дошкольный возраст является периодом познавательной активности и осознанных открытий. На его протяжении постепенно расширяются и углубляются представления и знания малышей, они постепенно обобщаются.Для старших дошкольников формой знакомства с эстетическим идеалом, является литература, мультфильмы и кино. Герои книг, мультфильмов, будь то люди или звери, наделены человеческими качествами, являются носителями милосердия и жестокости, добра и зла. Ребенок симпатизирует героям, становится приверженец добра.В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления.К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.Основным путем эстетического развития старшего дошкольника является самостоятельная деятельность, в которой ребенок открывает для себя что-то новое. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей и отвечает их потребностям и интересам.Работа по эстетическому воспитанию должна происходить в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю нужно спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описывать увиденное, подчеркнуть, что в особенности заинтересовало понравилось.Можно расспрашивать детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Подобное содержательное общение нужно детям. Оно будет активизировать желание увидеть красоту окружающей жизни.Любой момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, оттого значимо создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота. Чтобы разрешать задачи эстетического воспитания, воспитатель должен знать, что такое творчество вообще и какова особенность детского творчества. Данное позволит ему чутко и корректно поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству.Творчество есть деятельность, ориентированная на основание общественно значимого продукта, который оказывает воздействие на преобразование окружающей среды. Итог творчества взрослых – новый продукт, который имеет социальное значение и обеспечивает движение общества. Ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается основанием нового для себя, и данным обусловливается роль творчества для вырабатывания личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересованно в творческом формировании каждого.Муниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны«Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.»г.Ростов-на-Дону2024г