Фразовый конструктор как средство запуска связной речи детей раннего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фразовый конструктор как средство запуска связной речи детей раннего дошкольного возраста
Автор: Левицкая Людмила Николаевна

Автор: Левицкая Людмила НиколаевнаДолжность: ВоспитательУчреждение: ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад №9 «Журавушка»Населённый пункт: Муниципальный округ города СвердловскаТема: «Фразовый конструктор как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста».«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» Ушинский К.Д. По моему мене нию, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Я считаю, что это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи. Оно тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.Я считаю, что если выделить основные этапы овладения фразовой речью в дошкольном возрасте, можно охарактеризовать первый этап использованием аморфных слов-корней, которые заменяют ребенку развернутое предложение. На этом этапе фразой в общепринятом представлении ребенок не пользуется, однако функцию переноса мысли в речевое изложение эти слова-корни уже выполняют. Данная ситуация свидетельствует о необходимости уже с раннего возраста исследовать процесс формирования фразовой речи. Уже к концу второго года жизни, по данным многих исследователей, формируется элементарная фразовая речь. Такая фраза выражается в требовании и включает в себя обычно два-три слова. Переход к использованию фразы в процессе общения является отличительной чертой второго уровня развития речи, согласно характеристике Р. Е. Левиной. Владея речью на этом уровне, дети могут ответить на вопросы, беседовать со взрослыми по картинке или о знакомых событиях окружающей жизни, то есть вести полноценный диалог. По моему мению, стоит отметить, что фраза, как и речь в целом, носит ситуативный характер, и рассказ ребенка строится примитивно, чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов. Кроме того, отмечаются недостатки в синтаксическом и грамматическом оформлении предложения. Отсутствие элементарной фразовой речи у ребенка третьего года жизни свидетельствует о нарушении темпа речевого развития. Второй этап условно длится с двух до трех лет. В течение этого периода ребенок активно усваивает правила грамматического и синтаксического построения предложения путем формирования различных грамматических категорий и их оформления в высказывании, хотя более точными границами этого периода можно считать появление простой фразы и употребление развернутой фразы в активной речи соответственно. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От элементарной фразы из двух слов ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, может оперировать формами единственного и множественного числа, а позже значительно увеличивается число прилагательных как в пассивном, так и в активном словаре дошкольника. Реализуя игровую деятельность, дети активно используют диалогическую форму речи.Вместе с тем, с помощью наглядных подсказок дети, по моему мнению, способны хорошо усваивать новый материал. Именно этой цели служит фразовый конструктор. Я считаю, что формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования. Начальным этапом применения конструктора будет усваивание ребенком, либо повторение/закрепление /обобщение слов, обозначающих названия, действия и признаки предметов (цвета, размер, форму) на материале конструктора. Это фраза (предложение) из 1 слова. Затем можем приступать к составлению более распространенных  фраз. Первая модель фразового конструктора помогает строить фразу именно по типу глагол + существительное  и прилагательное + существительное. По моему мнению, преимуществом фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышлениеИтак, я считаю, что актуальность фразового конструктора сохраняется и для детей, имеющих тяжелые нарушения речи и испытывающих трудности при самостоятельном построении предложений , трудности при самостоятельным рассказывании, при заучивании наизусть текста или пересказе. Я считаю, что фразовые конструкторы выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка с ОВЗ и снижают его зависимость от помощи взрослого.В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, по моему мне нию, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. Я ситаю, что работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов работы не только учителей-логопедов, но и воспитателей всех групп в детском саду. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.Я считаю, что необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы.Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.).Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребёнка. Полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:
  • обучение построению предложений от двусоставных до более сложных;
  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  •  формирование связности и чёткости высказывания.
  • У фразового конструктора есть несколько правил:
  • 1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами: существительные и глаголы.
  • 2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой. (слайды из презентации)
  • 3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным.Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.Работа с фразовым конструктором может идти по нескольким направлениям, например, таким как:- выбор изображения к заданной фразе;- подбор слова к заданным изображениям;- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку») Исходя из всего вышеизложенного, по моему мне нию, ценность фразового конструктора в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.Я считаю, что процесс обучения детей дошкольного возраста должен быть доступным, интересным, развивающим, занимательным, передо мной встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности, так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Учитывая то, что у дошкольников наглядно-образное мышление, я решила, что детям легче и интереснее работать над правильным построением фраз, если перед ними будет наглядная опора. В качестве такой наглядной опоры я использую дидактическое пособие «Фразовый конструктор». Цель: формирование и развитие связной стороны речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие. «Фразовый конструктор» направлен на решение следующих задач:закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, словопризнак, предлог, предложение; • учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения, определять количество и место слов в предложении; • учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежах, изменять глаголы по лицам и временам, правильно употреблять предлоги; • учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картинку;актуализировать накопленный пассивный и активный словарь;формировать связность и четкость высказывания; работать над пониманием прочитанного (только с теми детьми, которые владеют глобальным чтением); развивать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения у детй младшего дошкольного возраста;воспитывать желание красиво и правильно говорить;Повышать качество подготовки к школьному обучению. Идея создания фразового конструктора взята у западных коллег, и адаптирована нашими российскими специалистами: Тамарой НовиковойИванцовой, Татьяной Грузиновой, Натальей Коняхиной, Еленой Круогла. Новизна моего педагогического опыта, по моему мению, состоит в том, что «опираясь на глаза» - ребенок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов в предложении, видеть его структуру. Дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений. Таким образом, у детей дошкольного возраста идет не заучивание слов и предложений, а направленное формирование языковой способности. Конечно, здесь ведущая роль принадлежит воспитателю. Для повышения у детей интереса к занятию я использую разнообразные игровые приемы, создаю игровую ситуацию, вношу элементы соревнования и др. Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Я использую картинно-графические планы рассказов, предложенные Бардышевой Т. Ю, Моносовой Т. Н. Позднее я познакомилась с фразовым тренажером Н. Коняхиной.Методика модельного обучения, позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей (особенно с задержкой речи), т.е. делает этот процесс более интенсивным. Я считаю, что основное преимущество данной методики это многократное повторение одних и тех же образцов. Пособие широко использую на всех этапах обучения, что способствует оперативной и дифференцированной проверке качества полученных детьми знаний. Благодаря использованию «фразового конструктора» занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети, даже младшего дошкольного возраста вовлечены в деятельность по конструированию предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов.Я считаю, что визуализация предложений помогает воспроизводить предложения даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний начиная с 2-3 летнего возраста. Литература. 1. Алифанова Е. А, Егорова Н. Е. «Фразовый конструктор», издательство ООО «Книголюб», М., 2000 г. 2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Старшая группа. М.: «Скрипторий 2003», 2015. 3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов. М.: «Скрипторий 2003», 2017. 4. Н. Коняхина. Фразовый тренажер. Группа «В контакте»: занятия Коняхиной.