"Стыд и совесть"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Стыд и совесть"
Автор: Алексеева Ирина Владимировна
Конспект занятия на тему: «Стыд и совесть»Цель: Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; уточнить значение таких нравственных категорий как стыд и совесть.Есть совесть - есть стыд, а стыда нет и совести нет.Когда исчезает стыд, тогда появляется беда.В ком стыд, в том и совесть.Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть:Отечество,Верность,Братство.И есть еще:Совесть,Честь.Значение этого слова в словаряхОжегова и Даля (читает свои записи): совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.- Какие вы знаете выражения со словом совесть? А словосочетания?люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спатьне дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью»,с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называютсовестливыми, добросовестными.значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят:«можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».А теперь поговорим о противоположных понятиях: Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.К сожалению, некоторые люди испытывают чувство стыда не по тем основаниям, в которых должен испытывать.Игра: Стыдно – не стыдно.- физические недостатки;- оскорбления;- поношенная, но аккуратная одежда;- старомодная одежда;- неряшливый вид;- непрестижная работа родителей;- твое «простое» происхождение;- невежество, -необразованность, безграмотность;- вульгарная внешность;- грубое, бездушное отношение к людям.-выражения матом, в общественном месте- за полученную двойку Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутреннийсудья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.Жизньчасто ставитчеловека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.Давайте рассмотрим несколько ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?1 ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трехгрубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?2 ситуация На весенние каникулы класс вместе с класснымруководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда наказывает весь класс и поездка отменяется.А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?3 ситуация Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам записал домашнее задание. На уроке Серёжу спросили, а он не ответил. В итоге получил 2. О своём звонке Володе Серёжа ничего не сказал, а Серёжа тоже промолчал.Оцените действия мальчиков.Рассказ «Осколки в сердце».в Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребятасчитали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие приколыи развлечения.Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой,сумку со смен кой и выбросить ее в открытое окно.Малыши, увидев под окнами чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.А после уроков у ребят был матч с 7-5, и Сергей совсем забыл про этинесчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полторачаса честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышлаИванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекамслезы. Сергей подозвал ребят, и они ухохатывались, глядя на эту раззяву.. .. А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раз -давались крики. Пьяный отец, кричал, что заставит Таньку ходить босикомили в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.Танька что-то жалобно лепетала, в эти крики вплетался голос Танькинойматери.Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось.А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя.Мысленно прогнал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, пьяный голос ее отца, жалобный лепет матери. Как ни уговаривал себя Сергей, как ни оправдывал, но получал ось, это он был виноват во всем.Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.А на следующее утро «скорая помощь» увезла Иванову в больницу с воспалением легких.Вот тут Сергей и понял, как может «грызть совесть».У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазинеСергей купил на эти деньги женские ботинки 38 размера, как. У своей мамы,и пошел в больницу проведать Иванову. Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положилна кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицоИвановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, какни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный тяжелый камень.Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.Эту историю Сергей рассказал, когда он уже стал офицером, капитаном первого ранга.Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки? И почему все-таки он плакал?Интерактивная беседа.1. Почему герой рассказа так поступил с девочкой?2. Когда у мальчика появились муки совести? Почему он почувствовал облегчение?3. Как вы считаете, почему Серёжа почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?4. И почему всё-таки он плакал?5. Как можно озаглавить этот рассказ?Вывод. Конечно, ребята, нужно набраться мужества, чтобы признать свою неправоту. Зато, какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души камень. Очищаешь свою совесть. Так случилось и с героем нашего рассказа.6. Упражнения совести.Как можно пробудить совесть в бессовестном человеке?А чтобы совесть не молчала нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, кактренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать,выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего,что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого,старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть насвои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работесовесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.А иначе - блуждание в потемках.