Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшего возраста "Путешествие по сказкам" Составила: Мишутина Елена Николаевна - воспитатель Цель: развитие всех компонентов устной речи детей с помощью игры-путешествия. Закрепить знание детьми сказок и их названий. Углублять интерес к сказкам. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели. Обогащать словарь детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается. Задачи: Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление. По-буждать детей к приобщению к устному народному творчеству. Вызвать же-лание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок. Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия. Материалы и оборудование: Голубые ленты, дерево яблоня с яблоками, ложка, сундучок с медалями и книгой сказок, игрушка-лягушка, фланеле-граф, конверт с разрезными картинками (сказками), модель для составления загадки, аудиозапись, . Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо - плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку» Содержание организационной деятельности 1. Организационный момент. Дети входят в группу под музыку. Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся. Воспитатель: Ребята, какое у Вас сейчас настроение Дети: Хорошее, плохое Воспитатель: Если у кого-то плохое настроение возьмите этот лист бумаги, сомните его и бросьте в эту корзинку. У всех теперь хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Воспитатель: Ребята, давайте передадим его нашим гостям, (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям). Пусть они тоже поделятся своим хо-рошим настроением. Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка? (волшебный мир чудо занимательный рассказ, приключения....) Дети: Сказка- это... Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки? Дети: Да. Воспитатель: В мире много сказок Грустных и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них В сказке может всё случиться Наша сказка впереди Сказке в дверь мы постучимся Сказка в гости ты нас жди. Воспитатель. И полетим мы в эту страну на... Как вы думаете на чем? (Ответы детей). Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Что бы они превратились в облака нам с вами нужно вспомнить и назвать сказки в названии которых есть число. Дети (пример): - Три медведя -Три толстяка - Волк и семеро козлят - Белоснежка и семь гномов - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях - Три поросёнка - Два жадных медвежонка - Двенадцать месяцев (звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.) Над горами, над долами, Над зелеными полями Мы летим в страну чудес Где сказки и загадки есть! Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут? Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк, белка и т.д. Воспитатель. Загадаю вам загадку На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк) - Какой в сказках бывает волк? Ответы детей: злой, зубастый Воспитатель: Назовите сказки, в которых есть волк. Ответы детей (пример)- Лисичка- сестричка и серый волк - Иван царевич и серый волк - Волк и семеро козлят - Колобок - Теремок - Рукавичка - Красная шапочка и т.д. Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. - Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот: Я буду называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением. (Дидактическое упражнение «Слова- антонимы») Добрый - злой Смелый – трусливый Вежливый-грубый Узкий-широкий Трудолюбивый – ленивый Веселый – грустный Друг – враг Сытый- голодный Правда – ложь Вредный -полезный Слабый-сильный Горький-сладкий (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу). Молодцы ребята, много слов разных знаете - Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки? (фланелеграф) Ответы детей: Гуси – лебеди Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте. - В саду стояла яблонька, на которой Дети: Висели вкусные и спелые яблочки - яблочки были спелые и поэтому сами Дети: Сами падали на землю - так, как яблочки падали, бабушка Дети: Бабушка их собирала - собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка Дети Варила вкусное варенье - варенье было вкусное, поэтому Дети: Внуки ели его прямо ложками Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили. А, что там ещё под яблонькой? Письмо от жителей сказочной страны. Читаем. «Здравствуйте, дорогие дети, группы «Капельки». В нашей сказочной стране случилась беда. Баба Яга заколдовала все сказки, всё перепуталось, и мы не знаем, что теперь делать. В конвертах находятся иллюстрации к сказкам. Баба-Яга их разрезала и поколдовала немного, чтобы они все перепутались и перемешались. Помогите нам, пожалуйста! Жители сказочной страны» Воспитатель показывает спутанные разрезанные иллюстрации (пазлы) к сказкам, давайте мы их правильно соберем! Пазлы вы должны собрать И сказку назвать! Дети собирают картинки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «По щучь-ему велению» Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди». Вопросы к детям: 1. Как называется эта сказка? 2. Почему гуси-лебеди унесли братца? 3. Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? 4. Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Волк и се-меро козлят». Вопросы к детям: 1. Как называется эта сказка? 2. Чему учит нас эта сказка? 3. Что нужно помнить, когда остаетесь одни дома? Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «По щучье-му велению». Вопросы к детям: 1. Как называется эта сказка? 2. Что бы вы попросили у щуки, если бы вы ее поймали? Воспитатель. Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это ребята? Ответы детей: царевна-лягушка Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её. Ответы детей (пример): лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка Воспитатель. Молодцы ребята. Ребята вы не устали? Давайте отдохнем Физкультурная минутка "Сказки": Вот мы репку посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды). И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу") Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели. (лежат разные картинки дети выбирают)-выставляем на фланелеграфе, что дети предложат Что делает? Кто или что делает так же? Прыгает Мяч, заяц Ныряет Утка, человек Плавает Лодочка, корабль, лист Что прыгает так же, как лягушка — мяч. Кто ныряет так же, как лягушка — утка. Что плавает так же, как лягушка - лодочка. Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка? Воспитатель: Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Воспитатель: Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в рисунки. Дети дорисовывают кляксы. Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, лягушка оставляет их нам на память о нашей встрече. Наше путешествие подошло к концу. А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок. Что же там? Давайте его откроем- на память о нашем путешествии получите медали «Знатоки сказок» и книгу сказок.. Мы сейчас с вами вернемся в детский сад в нашу группу и прочитаем все сказки, а потом все вместе напишем письмо жителям сказочной страны какие они интересные. Ребята, а давайте мы еще и схему нашего садика нарисуем. Вдруг они заходят к нам в гости , а по схеме они быстро найдут дорогу к нам. Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вернемся мы из страны сказок снова с помощью лент, которые превратятся в облака (ленты- идем по кругу под музыку). Над лесами, над долами, Над зелеными лугами Из далеких, чудных стран В группу прилетаем к нам! Воспитатель: Вот мы и в группе. Где мы с вами были? Что больше всего запомнилось? Рефлексия. Ведущая: Я предлагаю вам оценить наше путешествие. У нас есть 2 магнит-ные доски: на одной вверху прикреплено солнышко, а на другой – тучка. Тот, кому путешествие понравилось, возьмите солнышко и прикрепите на маг-нитную доску с солнышком. А кому наше путешествие по каким-то причи-нам не понравилось, было грустно или неинтересно, возьмите тучку и при-крепите на магнитную доску с тучкой наверху. Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети: До свидания. Используемая литература 1) С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду» 2) Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г. 3) Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г. 4) Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим» 5) Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС, 2003г.