Методическая разработка: Об особенностях воспитательной работы с детьми раннего возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: Об особенностях воспитательной работы с детьми раннего возраста
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна
Об особенностях воспитательной работы с детьми раннего возрастаПервые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Ни в один из последующих возрастных этапов, ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в раннем детстве. Вовремя начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует вырабатыванию различных видов деятельности, предупреждает возникновение негативных привычек и форм поведения.В раннем возрасте складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, развития памяти, воображения, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития.В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей первых 3-х лет жизни идет очень интенсивно. Развитие происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета.Вследствие этого так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, применять разумные средства, методы и приемы воздействия.Главным является понимание воспитателей психофизиологических особенностей детей этого возраста. Двухлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко привлечь любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени- им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова- это абстракция, и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним- только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния маленького ребенка.Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие.В настоящее время большинство малышей до года — полутора лет воспитываются в семье, а потом поступают в дошкольные учреждения.Особое место занимает вопрос адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.Общая задача педагогов и родителей заключается в помощи ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Необходимо пересмотреть домашний режим малыша, упорядочить часы сна, питания, прогулок, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем, максимально приблизив их к режимным моментам детского сада.Педагогические коллективы дошкольных учреждений выполняют разнообразную по содержанию и формам работу с родителями детей ясельного возраста. Ее цель — выяснить педагогические возможности родителей, помочь им осмыслить необходимость целенаправленного воспитания ребенка общими усилиями с детским садом и вооружить их соответствующими знаниями и умениями.Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди.Специфика работы воспитателей ясельных групп с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детского возраста: стремительное развитие малыша требует своевременного модифицирования задач воспитания и обучения, преобразования используемых методов и приемов педагогической работы.Задачи воспитания на адаптационный периодСоздать для детей атмосферу психологического комфорта.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.От 0-1 годаОбъединения обучения и воспитания в целостном образовательном процессе на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.От 1-2 летВоспитывать элементарные нормы и правила поведения в социуме.Воспитывать трудолюбие (убирать игрушки на место и поддерживать порядок в своих игрушках.Воспитывать положительное отношение к родным; учить выражать свои чувства любви к маме, папе, другим членам семьи ласковыми словами (мамочка, папочка,Воспитывать способность воспроизводить по подражанию слова и фразы, произносимые взрослым, пропевать и проговаривать отдельные слова, слушая песенку, прибаутку, стихи.Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.Воспитываем у детей интерес к предложенным игрушкам и играм.Воспитывать усидчивость.От 2 -3 летВоспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям и животным.Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.Воспитывать элементарные нормы и правила поведения в социуме.Воспитывать трудолюбие (убирать игрушки на место и поддерживать порядок в своих игрушках.Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.Способствовать формированию положительных эмоций, приучать действовать совместно.Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении заданий.Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости, воспитывать аккуратность в работе.Воспитывать познавательный интерес, любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.Воспитывать усидчивость.воспитывать активность.Воспитание даст положительные плоды только при условии согласованности требований и воздействий на ребенка в детском саду и дома. Поэтому педагоги направляют воспитательную деятельность родителей, обучают их эффективным методам и приемам работы.Педагогическое просвещение родителей охватывает многие вопросы: знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и методах воспитания и обучения детей раннего возраста. Организм ребенка раннего возраста отличается ранимостью, подвержен заболеваниям, поэтому вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития занимают немаловажное место в программе всеобуча для родителей. По вопросам гигиенического ухода, рационального питания, прогулок, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям полезны советы не только воспитателей, но и медицинских сотрудников дошкольного учреждения.Педагоги рассказывают о содержании разнообразных видов деятельности малыша, о правильном подборе игрушек, о методике обучения детей действиям с ними, о возникновении и развитии сюжетной игры. Внимание родителей обращают на то, что деятельность малыша важна для формирования у него речи, для вырабатывания его нравственных качеств, эстетических чувств.В работе воспитателей групп раннего возраста с родителями нельзя ограничиваться мероприятиями информативного характера: лекциями и докладами на родительских собраниях. Следует чаще организовывать консультации, семинары-практикумы, для того чтобы обучать родителей правильно организовать деятельность детей дома. Проводятся такие занятия с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определенными педагогическими знаниями и умениями. Рекомендуем для практических занятий следующие темы: «Как знакомить ребенка с цветом (формой, величиной) предметов», «Учите детей самостоятельности», «Игры-занятия со строительным материалом», «Книга и картинка в воспитании малыша», «Упражнения для развития речи», «Что и как наблюдать в природе», «Развивайте движения ребенка» и т. д. По окончании семинаров-практикумов и консультаций целесообразно каждому из присутствующих вручить конверт с конкретными рекомендациями о том, как следует использовать полученные знания и умения при воспитании и обучении своего ребенка. Материал о содержании практических занятий, включающий советы для родителей, помещают на пригрупповом стенде.Результативной формой работы по повышению педагогической культуры родителей воспитанников ясельных групп является проведение вечеров вопросов и ответов. Подготовка такого вечера начинается за месяц до намеченного срока. Родителям предлагается в письменном виде подавать вопросы по различным проблемам организации жизни и воспитания детей. Вопросы изучаются заведующим и старшим воспитателем детского сада, группируются по тематике. К ответам на полученные вопросы привлекаются воспитатели, музыкальный руководитель, врач, медсестра, педагог психолог.Список источников и литературы.Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 160 с.Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М: ИД «Цветной мир», 2017. – 200 с., 2-е издание, перераб. и доп.Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и допЛыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно- методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.-96 С.Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» / Под ред. И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 104 с.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. – 5-е издание, перераб. И доп. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018. – 352 с.