"Использование нейроигр на музыкальных занятиях в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование нейроигр на музыкальных занятиях в ДОУ"
Автор: Тимофеева Елена Юрьевна

  • Нейроритмика на музыкальных занятиях в ДОУ.
  •    Развитие чувства ритма способствует укреплению межполушарного взаимодействия,   стимулирует умственные способности, психические процессов, ассоциативное воображение, а также в целом корректирует когнитивные нарушения в работе мозга ребёнка.     Наиболее действенным в этой связи представляется развитие мелкой моторики, с помощью которого мы активизируем чувство ритма у ребёнка.  Постепенно регулярные занятия по развитию мелкой моторики развивают двигательную реакцию, эмоциональную отзывчивость на музыку, что очень важно для детей дошкольного возраста.     Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.   Начинать развивать мозг необходимо с раннего дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.   В своей работе я использую различные приёмы работы с детьми, которые активно использую в своей работе на занятиях. Так что же такое нейроритмика? Это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений. Такие игры и упражнения направлены на то, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение их можно использовать  для детей как с самого раннего дошкольного, так и подросткового возраста.   Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников. Происходит работа над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Нейроритмические игры, упражнения можно включать  в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.     Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);- формируется правильное взаимодействие ног и рук;- ребёнок учится последовательно выполнять действия;- развивается слуховое и зрительное внимание.Каким детям необходимы нейроигры?- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;- есть синдром дефицита внимания;- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;- быстро переключается с одного действия на другое;- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;- есть проблемы с речью разной сложности- наблюдается слабая познавательная деятельность- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.   А если нейроигру соединить с музыкой, то она будет еще эффективней и увлекательней..Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.Преимущества использования нейроритмических игр на музыкальных занятиях.
  • - эмоциональная привлекательность;
  • - многофункциональность; (ритм, который показывают дети, органично вплетается в уже звучащую канву и в результате получается некая многослойная звучащая фактура, которая включает одновременно и дифференцированное и общее слуховое восприятие).
  • - автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • - формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • - формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
  • - активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
  •  В целом, все приёмы и методы, связанные с нейрокоррекцией, которые  используются  на практике, можно отнести к следующим методам:
  • Метод игры на клавесах(детский муз.инструмент) с использованием музыкального сопровождения
  • Метод использования вспомогательных звучащих предметов, таких как бумага, стаканы, различного рода «шумелки» - ёмкости, наполненные сыпучими материалами.
  • Метод ритмической визуализациипри котором ребёнок наглядно видит различные варианты, изображающие то, что он выполняет ритмически. На картинках могут быть изображены различные ритмические фигуры, символизирующие метрические доли, паузы. Также это могут быть картинки с изображением способа выстукивания (например: ладошка или кулачок)
  • Метод бодиперкуссии (франц. percussion – простукивание, body –тело)при котором руки ритмично выполняют постукивания по различным частям тела. при этом раздаются вполне ярковыраженные звуки. Это могут быть простукивания, прохлопывания, по верхней части груди, плечам, коленям, спине)
  • Стоит отметить, что все вышеописанные методы легко совмещаются и при желании их можно дополнить различными комбинациями с другими видами метроритмической работы на музыкальных занятиях.