Как на самом деле любить детей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как на самом деле любить детей
Автор: Евтихова Надежда Викторовна
КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙЕвтихова Н.В.Учитель математикиГБОУ ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта«Любовь долго терпит , милосердствует , любовь не завидует , любовь не превозносится , не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый Завет. Первое послание Корифнянам,13:4-7) Эти мудрее слова лежат в основе всех взаимоотношений, связанных с любовью. Секрет, составляющий суть любви, раскрывается просто: это должна быть безусловная любовь. Настоящая любовь – безоговорочна и должна проявляться во всех искренних отношениях. Именно такая безусловная, не зависимая любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения с детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере. Любить ребенка безусловно - значит, любить его независимо ни от чего. Не зависимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Не зависимо от того, что мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того. Как он ведет себя. Это конечно. Вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка , даже если его поведение вызывает у нас отвращение. Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.Как же выразить свою любовь к ребенку? Дети – это эмоциональные существа, которые общаются на эмоциональном уровне. Кроме того, дети демонстрируют нам свои чувства. Просто внимательно наблюдая за ребенком, можно легко определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится. Таким образом, дети обладают сверхъестественной способностью распознавать наши чувства по нашему поведению, способностью, которую большинство из нас утрачивают, становясь взрослым. Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз;физический контакт;пристальное внимание;дисциплина.Каждая область принципиально важна.Открытый , естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы и не сознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями для эмоциональной подпитки. Дети обучаются путем моделирования ролей, т.е. программируют себя по нашему образу и подобию. Таким образом, дети обучаются искусству и приемам использования контакта глаз. Если наш взгляд постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится так же смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся выразить наше раздражение, ребенок приучится к той же реакции. Меньше всего популярны те дети, которые мгновенно бросив взгляд на посетителя, ту же опускают глаза или отворачиваются. Соответственно, взрослые чувствуют себя неуютно с такими детьми.Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, большинство родителей, а тем более воспитателей прикасаются к детям только по мере необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и т.д. Вы редко встретите взрослого человека, который просто так, по доброй воле, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку. Похоже, что дети – это механические куклы, и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и вести себя правильно без всякой помощи. А на самом деле в руках взрослых замечательный секрет укрепления эмоционального равновесия ребенка через любящий взгляд, нежное прикосновение, пристальное внимание.Пристальное внимание-это не просто нечто, что доставляет вам удовольствие, это насущная потребность каждого ребенка. Как ребенок будет на себя смотреть, как оценивать, как его принимает окружающий мир – все это определяется тем, как эта эмоциональная потребность удовлетворяется близкими людьми. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете важнее, чем он. В результате этого ребенок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается эмоциональное и психологическое развитие.Что такое дисциплина? Родители, да и воспитатели, обычно считают, что дисциплина означает наказание. Однако любовь и дисциплину нельзя разделить, а наказание – это очень маленькая часть дисциплины. Первое, что должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, это дать ему почувствовать, что его любят, - вот главная наиболее важная часть хорошей дисциплины. В области воспитания дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Если нет сильной, здоровой, основанной на искренней любви привязанности, ребенок реагирует на диктат взрослых с гневом, враждебностью и негодованием. Он рассматривает каждую просьбу как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. Очень важно уметь внимательно и сосредоточенно слушать ребенка. Он должен убедиться, что вы понимаете все, о чем он пытается вам рассказать, тогда он гораздо охотнее будет положительно реагировать на ваши дисциплинарные требования, особенно если вы с ним не согласны. Дисциплина – это тренировка ребенка, обучение его, чтобы он стал таким, каким должен быть. Но дисциплина – это не есть наказание и тем более физическое. Одной из важнейших причин, по которой опасно использовать физическое наказание, как средство контроля за поведением, состоит в том, что оно резко облегчает чувство вины. Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и унижению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка – это наказание, достаточное само по себе. Для того, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения, следует обращаться к нему с вежливыми просьбами. Еще важнее, чтобы просьбы опирались на чувство личной ответственности. Однако, надо смотреть в лицо фактам: просьбы не всегда достаточны. Иногда взрослые должны быть более настойчивы и выдавать директивы не как просьбы, а как прямые инструкции. То обычно случается, когда ребенок не выполняет просьбу. Важно проявить твердость, но помнить, что быть твердым вовсе не означает быть отталкивающим. Твердость, основанная на любви, не требует от нас ни злости, ни грубости. Ни громких криков, ни властного тона – ничего, что было бы неприятно ребенку и нам. Ребенок должен чувствовать всегда нашу любовь и нашу твердость.