Консультация "Развитие речемыслительных способностей дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация "Развитие речемыслительных способностей дошкольников"
Автор: Раиса Николаевна Стрельцова

Консультация для воспитателейРазвитие речемыслительных способностей дошкольниковРечь - это средство общения, которое служит важнейшим инструментом социализации детей. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении строится речевом на объяснении, поэтому активизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению.Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом. Так, развитие речи (расширение словарного запаса, овладение грамматическими формами языка, развитие связной речи) создает предпосылки для развития мышления. И, наоборот, четкое мышление (способность правильно осознавать действительность) помогает грамотно и последовательно сформировать связное высказывание. Если же ребенок не способен выразить свою мысль в ясной и понятной другим людям языковой форме, значит, в самой мысли есть изъяны и непонимание происходящего. При этом, взрослые должны сконцентрировать внимание на точности, четкости и полноте речевых формулировок ребенка, то есть на материальной оболочке мышления - речи. Тогда оба эти процесса получат дополнительное развитие.Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя, таким образом, рассуждающее (логическое) мышление.Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии)2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно.Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;• формирование обобщенного познания;• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:• отгадывание предметов по описанию;• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник);• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;• пересказ и составление рассказа.Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и  связаны с тяжестью речевого нарушения.  Особенности речи и мышления у детей с ОНР:
  • Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;
  • Замена родовых понятий видовыми;
  • Лексический запас характеризуется стереотипностью;
  • Трудности в программировании своего высказывания;
  • Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;
  • Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.
  • Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:
  • Сравнение, обобщение, группировка, классификация по одному или нескольким признакам:
  • Выделение существенных признаков:
  • Летает – не летает;
  • Съедобное – не съедобное;
  • Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);
  • Отгадывание и составление описательных загадок;
  • Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
  • Что на что похоже?
  • Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);
  • Найди предмет, не похожий на другие;
  • Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
  • Сравни картинки, найди отличия;
  • Что изменилось?
  • Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;
  • Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
  • Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
  • Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);
  • Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
  • Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);
  • 4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
  • Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).
  • Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?
  • Чего не бывает? Что напутал художник?
  • 2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение - самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:
  • Расположи, назови по-порядку;
  • Что сначала, что потом;
  • Цепочки;
  • Установление последовательностей и логических рядов.
  • Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.
  • Самые разные задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации:
  • Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);
  • Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);
  • Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);
  • Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);
  • Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:
  • Взошло солнце, потому что стало тепло.
  • Стало тепло, потому что взошло солнце;
  • Нахождение нелепых ситуаций;
  • Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;
  • Решение ребусов, кроссвордов.
  • Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании элементов логического мышления
  • Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей - мысленное или наглядно-практическое.
  • При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их на картинках, сверить эту комбинацию с условием задачи и только затем раскрашивать.
  • Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для повторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.
  • Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую - хотя бы о желудях на осине или об огурцах на пальме.
  • Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.
  • Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.
  • Также  в  дошкольный период  ведущей  является  игровая  деятельность, а  наиболее  эффективной  для  обучения – практическая. Сочетание  данных  видов  деятельности  представлено  в детском  экспериментировании, элементарных  опытах, т.е. в активных  формах  познания  окружающего  мира. В  процессе  экспериментирования активизируются  все  каналы  восприятия.В  ходе  экспериментирования дошкольники учатся  формулировать  четкие  выводы  и  определения, учатся  осознанно  включать  в  свою  речь новые  слова,  знакомятся  с  корневым  смыслом  объекта  познания.  У  дошкольников развивается  словарь.  Дети  учатся  подбирать  от  исходного  слова словообразовательное  гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся  рассуждать, задавать  вопросы  и  обращаться  с  просьбами, что  способствует  развитию  мыслительных  умозаключений.Дошкольный  возраст  считается  периодом  развития  познавательной  активности  и  речи  ребенка. В  речи  обобщаются  знания  детей, формируется  способность  к  аналитико-синтетической  деятельности  на основе  собственных  представлений. ПрактикумЗаконы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться уже в старшем дошкольном возрасте. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.Для формирования понятийного аппарата ребенку необходимо овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.Более подробно остановимся на операциях мышления - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.Особое внимание необходимо обратить на причинно-следственные связи.Причина — явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают или порождают другое явление — следствие.Причину нельзя смешивать с условием.Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.Дошкольнику легче осмыслить пространственные и временные отношения, чем причинно-следственные связи.Приведем примеры.Ц. (7 лет 2 мес.): «Один человек упал на улице, потому что... он сломал себе ногу, и пришлось сделать вместо нее палку».К. (8 лет 6 мес.): «Один человек упал с велосипеда, потому что... он сломал себе руку».Союз «потому что» дошкольники часто употребляют и тогда, когда вопрос не включает поиск причинности. Они начинают с него предложение-ответ на вопросы «кто? что? какой?».Зная о том, что ведущим абстрактное мышление становится только в подростковом возрасте, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно закладывать основы логического мышления.Практика показала, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме способствует развитию активности мышления, творческого мышления, самостоятельности и системности мышления.Работа с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что для формирования обобщающих понятий больше применяются разнообразные лото, загадки. Развитию причинного мышления уделяется недостаточно внимания. Иногда сами взрослые неправильно называют признаки обобщения или совсем не называют их, вводя обобщающее понятие, удовлетворяясь тем, что ребенок правильно подбирает картинки по обобщающему понятию. Необходимо помнить и о том, что старшие дошкольники лучше усваивают причинность на тех событиях, с которыми они ежедневно встречаются в реальности. Это случаи из их личной жизни, доступные их пониманию.Предлагаемые дидактические материалы не только способствуют развитию указанных логических операций, но и помогут расширить словарь и сформировать фразовую речь старших дошкольников.СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ОБОБЩЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ И КОНКРЕТИЗАЦИИ (для детей старшего дошкольного возраста)РАСТЕНИЯРастение — организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы, способный создавать органические вещества из неорганических .Растений много на земле, Растут, цветут они везде. Кусты раскидистые, мхи,Деревья, травы и цветыНам кислород с тобой дают, Взамен заботы нашей ждут. Дикорастущие в лесах, В степях, лугах и на горах Растут и множатся растенья Они планеты всей спасенье. А в парках, скверах и садах, На клумбах, грядках и полях Растут культурные растенья, Так много — просто удивленье!Живыми легкими планетыНе зря растения зовут.Чтоб сохранить богатство это, Нас ждет с тобой великий труд!ВОПРОСЫ1.Чем растения отличаются от животных?2.Что есть у всех растений?3.Чем они отличаются друг от друга?4.Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?5.Как рост и развитие растений зависят от климата?6.Что любому растению нужно для того, чтобы расти и развиваться?7.Какую пользу растения приносят помимо того, что выделяют кислород?8.Почему говорят, что человек за свою жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?После того как обобщающее понятие введено, дети хорошо представляют признаки обобщения, могут привести конкретный пример обобщаемых предметов или явлений.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)Игра «Почему это произошло?» ЦЕЛЬ: Научить детей находить причину событий.Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование — кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников — многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные, сказочные.Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.На участке детского сада все растения летом засохли, потому, что...Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что...Утром на земле появились лужи, потому что... Ребенок потерялся в магазине, потому что...Игра «Учимся представлять последствия событий»ЦЕЛЬ: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.Целое лето не было дождя:а)засохли все растения;-б)погиб урожай;в)животные остались без корма;г)земля высохла, потрескалась;д)много пожаров;е)пересохли водоемы.Каждый день летом лил дождь:а) не вызрел урожай овощей и фруктов;б) у растений подгнили корни;в) невозможно было загорать, купаться;г) все лето пришлось ходить в плаще;д) наводнение, аварии на дорогах.Упражнения в стихах «Установи причину и следствие»Неудачный обедДети, за обедом сидя, Стали спорить громко вслух. Подавился мальчик хлебом И издать не может звук.ВОПРОСЫ1.Почему мальчик подавился?2.Почему нельзя разговаривать, когда ешь?3.Как надо вести себя за обедом?Мама спитМама спит, она устала, Ну и я играть не стала. Я волчок не завожу, А уселась и сижу.ВОПРОСЫ1.Почему девочка не стала играть?2.Почему она не стала заводить волчок?Можно набрать и другие варианты из стихов, стихотворных ска¬зок.;ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ СРАВНЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННОСТИ (для детей старшего дошкольного возраста)В старшем ДОШКОЛЬНОМ возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.Действия для развитого сравнения объясняют детям в доступно) для них форме:внимательно обследуй предметы и подумай, какие признаки важны для сравнения;посмотри на предметы и скажи, почему предметы похожи;подумай и скажи, почему предметы не похожи.Критерии сформированности умения сравнивать.1.Разносторонность сравнения (выделяются как признаки раз личия, так и признаки сходства сравниваемых объектов).2.Полнота сравнения.3.Последовательность сравнения.4.Поиск ответа на вопросы: почему сравниваемые предметы похожи? Почему не похожи?5.Установление причин сходства и различия сравниваемых объектовДидактические игры с предметами и игрушками представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать вещи и пользоваться ими. Игры применяются для развития наблюдательности, умения видеть целое и части в предмете, выделять и сравнивать основные, существенные признаки. В условиях игры дети замечают сходство существенно отличающихся предметов, а у родственных, парных — находят различия.В самом названии игр типа «Чем и почему похожи...» есть поисковый вопрос «почему?», обращенный к играющим. Для решения игровой задачи нужно последовательно выявить признаки и причины сходства и различия.В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.1.Обследование сравниваемых предметов.2.Выявление их сходства.3.Поиск и установление причин сходства.4.Выявлений различий.5.Поиск и установление причин различий.Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи? проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.