"Школьные традиций в системе патриотического воспитания учащихся"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Школьные традиций в системе патриотического воспитания учащихся"
Автор: Собянина Яна Валерьевна,

Психолого-педагогические условия эффективности использования школьных традиций
Силютина Я.В.,
Кузбасская государственная
педагогическая академия
Антон Семенович Макаренко – основоположник теории коллектива. Именно он сформулировал условия развития коллектива: движение коллектива в системе перспектив, метод параллельного действия, мажорное настроение, совместная деятельность и введение традиций.
В каждой школе существуют определенные традиции, которые складывались в течение многих лет. Однако не каждый педагогический коллектив в школе понимает значимость этих традиций. Традиции призваны вызывать гордость за свою школу, коллектив, класс, веру в его силы, уважение к общественному мнению не только у школьников, но и у преподавателей.
Для того чтобы традиции в полной мере способствовали эффективному решению данных задач, необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Наиболее точно и полно условия эффективности использования традиций разработаны В. Коваленко и П. Решетниковым.
Первое условие. За организацию каждого традиционного воспитательного дела отвечает определенный класс.
Закрепление ответственного коллектива устанавливается раз и навсегда. Например, за подготовку и проведение Дня Матери в школе № 11 г.Белово отвечает 8 А класс, а за подготовку новогоднего карнавала отвечает 11 Б класс. Благодаря этому, во-первых, снимается необходимость ежегодной работы по определению ответственного за данное мероприятие. Во-вторых, такая мера способствует проявлению самостоятельности и инициативы школьников. Они сами до проведения праздника начинают продумывать его сценарий. Распределяют роли участников. Готовят декорации, костюмы (причем делают это без напоминания педагогов), обсуждают между собой, как лучше организовать и провести дело. Если известно задолго, сто надо делать, то его организаторы могут лучше подготовиться к нему.
Второе условие. При проведении традиционных воспитательных дел на них обязательно присутствуют те школьники, которым на следующий год предстоит организовать аналогичные дела. Данное требование вытекает из самой сущности традиций как формы передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. Полезно, чтобы младшие воспитанники из соответствующего класса присутствовали и при планировании дел, и при анализе их проведения.
Третье условие. У школьников формируется установка: проведение традиционных воспитательных дел в последующем году должно быть интереснее, лучше в организационном плане, чем в предыдущем. А для этого нужно готовиться тщательно, нужны смекалка, выдумка, фантазия; чтобы превзойти своих предшественников, нужно учиться у старших. Все это создает эффект социального научения, а значит, и развитие традиции.
Четвертое условие. Каждое традиционное воспитательное дело должно ежегодно проводиться в одни и те же календарные сроки (одна и та же дата проведения), желательно в одно и то же время. Благодаря этому условию каждый воспитанник заранее знает, когда и что проводится в образовательном учреждении. А это всегда важно для организаторов и участников – они ждут этого дня, ждут встречи с друзьями и с самим праздником.
Пятое условие. Традиционные воспитательные дела должны проводится таким образом, чтобы максимальное число школьников включалось в активную деятельность, в коллективное действие, они выступали в качестве активных участников, а не зрителей.
Благодаря этому возникает чувство сопричастности, усиливается положительный эмоциональный фон при выполнении коллективной деятельности; воспитательное дело оптимальным образом влияет на развитие способностей школьников. Чем больше воспитанников участвует в проведении дела, тем легче поддаются включению в него пассивные, застенчивые школьники.
В связи с этим содержание традиционных воспитательных дел должно быть таким, чтобы обеспечить как можно более активное участие в нем всех классов или же учащихся примерно одинаковой возрастной группы.
Шестое условие. Организация соревнования, конкурсов, турниров между классами. Именно это способствует сплочению коллектива. Конкурсы и соревнования между классами активизируют инициативу, творчество. Каждый старается работать на уровне своих максимальных возможностей.
Если критерии оценки деятельности школьников ориентированны на коллективный результат, то это позволяет запустить механизмы взаимообучения, взаимоподдержки, ответственности за свой коллектив.
В связи с этим целесообразно проводить ежегодно среди классов конкурс на лучшую подготовку и проведение традиционного воспитательного дела. Победителям такого конкурса можно предоставить коллективный приз – коллективную поездку или экскурсию. Награждение победителей турниров, соревнований и конкурсов проводится также в рамках традиционного воспитательного дела.
Седьмое условие. Каждое дело должно завершаться коллективным анализом его подготовки и проведения. Смысл анализа – извлечь уроки из опыта проведения воспитательного дела; создать атмосферу высокой требовательности и ответственности к участникам коллективной деятельности; условия для переживания радости успеха и самоутверждения в коллективе.
Руководителям образовательного учреждения желательно обобщать опыт подготовки и проведения традиционных воспитательных дел, создавать условия для закрепления наиболее удачных форм работы и способов коллективного действия. Важно, чтобы администрация присутствовала на традиционных воспитательных делах, акцентировали внимание организаторов и исполнителей на наиболее удачных формах, методах, способах действия, ритуалах.
Важна принципиальная оценка каждого воспитательного дела. Все то, что неудачно, должно заменяться на более эффективные формы работы. При коррекции традиционных форм целесообразно изучить общественное мнение.
Восьмое условие. Обязательный итоговый отчет о проведенном воспитательном деле, например, в виде стенгазеты, в виде фоторепортажа, заполнения страницы в летописи, книге жизни школьного коллектива.
Девятое условие. Активное взаимодействие с родителями. Необходимо привлекать родителей к помощи в организации мероприятий. Это способствует не только сплочению коллектива учеников, родителей и учителя, но и самого родительского коллектива.
Десятое условие. Принятие законов, которые также помогают сохранить традиции и способствуют их эффективному закреплению в коллективе. Можно выделить следующие законы:
Закон добра – будь добр и добро к тебе вернется.
Закон этикета – будь вежлив и внимателен к окружающим.
Закон дела – не жди, пока что-нибудь произойдет само собой, а действуй.
Закон милосердия – помни, ты не один на планете. Береги природу и братьев наших меньших.
Закон взаимопомощи – каждый может попасть в беду: протяни руку помощи.
Закон взаимоуважения – не перебивай! Каждый человек имеет право высказать свое мнение.
Закон творчества – каждое дело творчески, а иначе зачем?
Закон знаний – помни, ученье – свет, а неученье – тьма.
Эффективность использования данных условий достигается при комплексном подходе, систематичности, равнозначности и обязательности выполнения всех условий, именно это помогает педагогу (педагогическому коллективу школы) создать, сохранить и закрепить традиции в общешкольном коллективе.
Таким образом, школьные традиции несут в себе мощный воспитательный потенциал, большие возможности для сплочения школьного коллектива.