Консультация для воспитателей «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
Автор: Утаганова Фатима Рахметовна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №35 «Росинка»Консультация для воспитателей «Как воспитать в детях бережное отношение к природе» Воспитатель: Утаганова Ф.Р.Консультация для воспитателей «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Важно, чтобы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире. Гармония ребенка с природой обогащает его психику, совершенствует эстетический вкус и в целом способствует общему развитию. В своей статье я хочу рассказать, как воспитать в детях дошкольного возраста бережное отношение к природе.Какие знания следует давать дошкольникуВозрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе: они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах; важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу; дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.Какие беседы следует проводить с детьми.Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе и через беседы. В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации. Она может быть найдена с помощью наблюдений за растениями и животными.Воспитатель развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время, прививая устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.Беседа на тему «То, что растет - живое!»Цель: предложить детям рассказать о том, почему нужно бережно относиться к растениям, как их беречь. Формировать представления о разнообразии природы и взаимосвязи ее объектов. Обогащать словарь образными словами и выражениями.Беседа «Мое любимое животное».Цель: активизация в речи детей соответствующих понятий, формирование умения составлять связный рассказ, участвовать в диалоге.Беседа «Как растения готовятся к зиме»Цель: формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.ОБЖ Беседа «Безопасность в лесу»Цель: познакомить детей с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. Предложить ребятам рассказать, что случиться, если будет нарушено то или иное правило.Как воспитать в детях бережное отношение к природе в форме игр.В экологическом воспитании детей игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях. Например, информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.Дети могут примерять на себя роль какого-нибудь животного или растения и без привязки к литературному произведению. Педагог предлагает ребятам «стать» на время цветком и рассказать, как надо за ним ухаживать, чтобы цветок стал красивым. Или «превратиться» на время в мышку, чтобы взглянуть на окружающий мир ее глазами. Дети всегда с удовольствием играют такие роли, а воспитатель в это время дает новые знания и направляет ребят на самостоятельное изучение природы.«Назови три предмета».Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.Материалы: мяч.Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы- Ромашка, роза, василек.«Четвертый лишний».Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:1) заяц, еж, лиса, шмель;2) трясогузка, паук, скворец, сорока;3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;5) пчела, стрекоза, енот, пчела;6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;7) таракан, муха, пчела, майский жук;8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;9) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.Игра с мячом «Воздух, земля, вода».Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.Материалы: мяч.Ход игры: Вариант №1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.Вариант №2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.Эффективное экологическое воспитание.Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка.