Мастер-класс для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Хапаева Жанета Сейтумаровна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №35 «Росинка» Мастер-класс для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Воспитатель : Хапаева Жанета Сейтумаровна Мастер-класс для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с видами пальчиковых игр, и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.Ход мастер-класса :- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе.Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.Я рада вас видеть сегодня, друзья?Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».Едва не замерзли в дороге, в пути,Но все равно на мастер-класс вы пришли(да)Хочу я услышать ваш честный ответ,Детей вы любите? Да или нет? (да)Чтоб деткам своим во всем помогатьВы новое что-то хотите узнать? (да)Кошмар этот помним со студенческих летМы скучные лекции слушаем? (нет)Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,Вам нужно в работе активными быть? (да)Тогда Вас прошу мне во всем помогать,Приветствие кончилось, можно начать.Упражнение - тренинг «Волшебные комочки»Цель: - снять напряжение,развивать мелкую моторику рук.-А сейчас, я хочу попросить вас взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.(Читается стихотворение) :Раз, два, три, четыре, пятьМы бумажку будем мять!Мы бумажку будем мять!Свои ручки развивать!(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)В ручку правую возьмёмИ чуть-чуть её помнём.Мы чуть-чуть её помнёмЛевой ручке отдаём.(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .В ручку левую возьмёмИ чуть-чуть её помнём.Мы чуть-чуть её помнёмИ на стол быстрей кладём.(Убираем смятую бумагу на край стола)- А сейчас вы все вместе должны выложить из смятых комочков, картинку, рисунок, животное и т. д., которая выразит ваши положительные эмоции (солнце, цветок, речку, улыбку и др.).-Спасибо большое!Практическая частьЗнакомство с пальчиковыми играми.О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.В работе с детьми мы используем, как традиционные, так и нетрадиционные пальчиковые игрыЯ предлагаю вашему вниманию некоторые из игр:Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней :Игра с мячиками:Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно кататьпо ладошке, столу, коврику)Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой ладони)Взад, вперёд его гоняю.Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку, (гладим мячиком ладонь)И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)Колобок я разожму и другой рукой начнуКолобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой)Пальчиковая игра «Башмачки».Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы«Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.Катя туфли потеряла,Долго плакала, искала.Правая рука:В крышки пальчики обулаСмело в них вперёд шагнула.Левая рука:Пошла Катя на прогулкуПо кривому переулку.Правая рука:Пальцы, словно ножки,Обуты в босоножки.Левая рука:Каждый пальчик будто ножкаТолько шаркает немножко.Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.Игры с прищепками, скрепками. Дети берут из "сухого бассейна" прищепки разных цветов и размеров.Воспитатель загадывает первую загадку:Плаваю под мостикомИ виляю хвостиком.По земле не хожу,Рот есть, да не говорю,Глаза есть - не мигаю,Крылья есть - не летаю. (Рыба)(Воспитатель показывает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).- Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).- Молодцы! Послушайте вторую загадку.Зимой и летом одним цветом. (Ель)(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).Он в лесу живет под елкой,Носит острые иголки.Ходит-бродит вдоль дорожекВесь колючий братец. (Ёжик)(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).Ночью спрячется оно -Станет во дворе темно.Утром снова к нам в оконцеБьется радостное. (Солнце)(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).Аналогично со скрепками.«Ёжик»Ёжик, ёжик, где гулял?Где колючки растерял?Ты беги скорей к нам, ёжик,Мы тебе сейчас поможем.«Морковка»Прицеплю листочки ловко,И получится морковка.Игры с резинками (резинки для волос, разного цвета и размера)На доске разместить канцелярские кнопки с цветными шляпками и между ними ребёнок резинками изображает различные узоры.Игры – шнуровки (шнуровки, ленточки, замочки)Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке)Пособие «Башмачки»Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.Игры с сыпучими материалами.Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом бассейне из гречки, гороха, фасоли).Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:"Месим, месим тесто,Есть в печи место.Будут-будут из печиБулочки и калачи".В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).«Комканье платка».Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его владонь, используя пальцы только одной руки.Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.«У меня живёт проглот – Весь платок он скушал, вот!»Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.Игры с бусинами, макаронами.Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.Игры с пуговицамиПодберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.Теневой, пальчиковый театр.Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол.Театр пальчиков, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол.Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги, маленькие массажные шарики и т. д.).Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, шишками, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резинками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)(Упражнение проводится с педагогами)Массаж рук грецким орехом(Катаем орех между ладонями)Я катаю мой орех,Чтобы стал круглее всех.Научусь я два ореха между пальцами держать.Это в школе мне поможет буквы ровные писатьМаленькая птичка принесла яичко.Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.