Семинар для воспитателей на тему: дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар для воспитателей на тему: дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
Автор: Хестанова Светлана Петровна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №35 «Росинка»Семинар для воспитателей на тему: дискуссия «Что мы знаем о патриотизме». Воспитатель : Хестанова С.П. Семинар для воспитателей на тему: дискуссия «Что мы знаем о патриотизме». Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.Задачи: выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания; умение использовать полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности; развивать познавательный интерес у педагогов; воспитывать любовь к Родине, к своему родному краю.План семинара-практикума:Актуальность проблемы.Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».Оформление патриотического уголка.Ход семинара Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар на тему: дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.Дискуссия “Что мы знаем о патриотизме”.1. Что означает термин “Патриотизм”.Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.2. Что же такое патриотическое воспитание?Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.4. Определите задачи патриотического воспитания.Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.Воспитывать уважение к труду разных профессий.Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно-патриотического воспитания, сам является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.1. Организованные:экскурсии на известные объекты;занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.).2. Совместная деятельность:рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;беседы с детьми о стране, родном городе,использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;знакомство детей с народной декоративной росписью;привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания);акции; игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”).7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“23 февраля”, “8 марта”, “9 мая” и др.); оформлять фотостенды о достопримечательностях (статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома, беседы с рекомендациями, совместные с родителями акции, фотовыставки, создание патриотической газеты и тд.ведёт».Одним из условий реализации системы патриотического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Оформление патриотического уголка.Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.Правильное оформление патриотического уголка в детском саду позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками. Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».Обязательными атрибутами для патриотического уголка являются: гимн, флаг России, портрет президента и герб РоссииТаким образом, оформляя патриотический уголок в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.И как сказал Антон Семенович Макаренко – всемирно известный воспитатель, педагог, прозаик и драматург.«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»Ведь действительно всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в наших руках!