Методические рекомендации для воспитателя центра помощи детям по организации процесса сопровождения прибывших воспитанников на этапе адаптации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для воспитателя центра помощи детям по организации процесса сопровождения прибывших воспитанников на этапе адаптации
Автор: Малахова Алла Александровна


Методические рекомендации для воспитателя центра помощи детям
по организации процесса сопровождения прибывших
воспитанников на этапе адаптации
Воспитатель является ключевым субъектом сопровождения вновь прибывшего ребенка, поэтому он устанавливает контакт с ребенком, в период адаптации уделяет ему повышенное внимание. При организации взаимодействия с ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.
Обязательные формы, методы и приемы работы заключаются в следующем:
1.Установление контакта с ребенком, формирование чувства безопасности, доверия. Первое знакомство воспитателя с ребенком происходит во время помещения его в детский дом. Желательно сразу эмоционально поддержать ребенка, проявить заинтересованность им, снять страх пред неизвестным, успокоить, что все будет хорошо, вселить уверенность в том, что его здесь ждут, ему здесь будет безопасно. Последующую индивидуальную беседу необходимо проводить в непринужденной обстановке (на прогулке, в комнате и т.д.)
2.Эмоциональная поддержка воспитанника. Основной акцент на этапе адаптации воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности.
3. первичное знакомство с группой, помощь в установлении взаимоотношений. Еще одним направлением работы воспитателя является помощь ребенку в установлении взаимоотношений с окружающими людьми. С этой целью организуются предварительные беседы с детьми группы о том, как необходимо встретить нового ребенка, как познакомиться с ним. Можно поручить кому-либо из детей сопровождать ребенка при освоении группового пространства. Необходимо подготовить детей группы и самого прибывшего воспитанника к коллективному творческому делу (КТД) У нас - новенький!, на котором дети рассказывают новенькому об обычаях, правилах (законах), традициях детского дома и группы. На КТД У нас новенький можно продумать обряд посвящения, на котором воспитаннику дарят подарки-сюрпризы. Сам новенький так же готовит к этому дню самопрезентацию (воспитатель сам или с помощью детей и педагогов дополнительного образования помогает ему в этом). Проводятся игры на знакомство, и как говорят в последствии сами дети, им было намного легче знакомиться со сверстниками и взрослыми именно через игровые упражнения. Воспитатель включает ребенка в игровую и трудовую деятельность постепенно, оставаясь рядом, чтобы в любую минуту подстраховать его. В дальнейшем ребенка вводят в социальное взаимодействие, знакомя с правилами, нормами ролевых и реальных отношений, упражняя в этически ценных формах общения, обучая бесконфликтному поведению. В организации взаимодействия ребенка с окружающими воспитатель использует методы беседы, совместного наблюдения за деятельностью, показа игровых действий, моделирования, чтения художественной литературы, создания проблемных ситуаций, этюды и драматизации и др.
4.Организация жизнедеятельности ребенка в новых условиях Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Для прибывших детей проводится экскурсия по детскому дому, по ходу которой они не только знакомятся с внутренним устройством учреждения, посещают интересные, значимые места (музей, медицинский кабинет, библиотеку, кабинеты специалистов службы и т.д.), но и встречаются с работающими здесь людьми. Воспитатель привлекает к проведению экскурсии детей группы или специальную группу гидов-экскурсоводов (активистов определенной зоны, помещения). Необходимо договориться и с педагогами, чтобы они нашли приятные и необходимые слова для новеньких. Если таких детей прибывает сразу несколько, то есть смысл продумать сценарий данной экскурсии и обозначить роли каждого из задействованных лиц.
Более расширенное освоение пространства и традиций детского дома осуществляется через беседы, рассматривание фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсии в музей и знакомство с историей развития детского дома, организацию общения с персоналом и старшими детьми, посещение концертов, утренников, досуговых мероприятий.
5. Побуждения в обращении к воспитателю. Воспитатель побуждает ребенка рассказывать о том, что его беспокоит, объясняет ему, где и как можно просить помощь. Одним из эффективных приемов является организация вечерних бесед под названием “Дневник событий дня”, где воспитатель и ребенок обсуждают, что хорошее происходило в течение дня, что плохое и как это можно исправить.
6. Принятие ребенком сложившейся ситуации и актуализация внутренних резервов ребенка при переживании стресса. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует позитивное самоотношение ребенка и в какой-то мере восстанавливает его доверие к окружающему миру.
7. Помощь в стабилизации эмоционального фона. В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера, обучение навыкам снятия эмоционального и психологического напряжения, обучение стратегии реагирования в стрессовых ситуациях.
В некоторых случаях следует удерживаться от расспросов ребенка о его жизни в семье
8. Выявление интересов и склонностей. Через беседы, диагностику, наблюдение воспитатель выявляет интересы и склонности ребенка. С этой целью он предлагает воспитаннику вместе с другими ребятами из группы сходить на кружки, спортивные секции и, приглядевшись, выбрать себе занятие по интересам. Конечно, из личного дела ребенка можно заранее узнать его склонности и скоординировать работу педагогов дополнительного образования соответствующего профиля.
9. Включение ребенка в социально-полезную деятельность. В период адаптации ребенок не принимает активное участие в мероприятиях группы и детского дома. Задача воспитателя – заинтересовать его в происходящих событиях, показать их целесообразность. Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми.
10. организация ситуаций успешности, положительных переживаний ребенка. Воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности. Важно специально создать ситуации успешности, подобрав такой вид деятельности, где ребенок может проявить себя с выигрышной стороны.
11. Работа по принятию и выполнению норм коллективной жизни Важно помочь ребенку почувствовать себя равноправным участником группового взаимодействия. Для этого воспитатель может индивидуально обучать ребенка деятельности, которой владеет большинство детей группы (например, игре в шашки), привлекать его к обсуждению общих проблем группы, спрашивать совета при принятии решения, касающегося группового взаимодействия.
12. В случаях дезадаптации и усложненной адаптации необходима совместная работа воспитателя с педагогом-психологом и социальным педагогом. Педагог-психолог организует индивидуальные занятия и консультации, направленные на снятие эмоционального и психологического напряжения, коррекцию поведения, обучает стратегиям реагирования в стрессовых ситуациях.
Воспитатель / _______________/ _________________________________/
Воспитатель / _______________/ _________________________________/
Дата _________________