Рабочая программа по дополнительному образованию "Школа мяча"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по дополнительному образованию "Школа мяча"
Автор: Старжевская Светлана Юрьевна

СодержаниеI. Пояснительная запискаII. Учебно-тематический план III. Содержание программы IV. Методическое обеспечение программы V. Литература Пояснительная записка Рабочая программа разработана в целях обеспечения дополнительного образования, воспитания и развития за рамками основной общеобразовательной программы МДОУ и выполнения социального заказа родителей; на основании решения педагогического совета № 1 от 31.08.23 года, в соответствии с федеральными государственными требованиями, опирающейся на «принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей», с целью формирования у детей системы знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, потребности в достижении успеха в деятельности направленной на:
  • достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей.
  • формирование правильной осанки
  • воспитывать нравственно-волевые качества
  •  создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе. 
  • Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Физические упражнения являются отличным способом для развития общего физического состояния дошкольника. Они побуждают ребенка сравнивать и анализировать ситуацию и обобщать, активизируют мыслительные процессы. Дети приучаются к самостоятельному принятию решений, учатся контролировать свои действия. Старший дошкольный возраст – особое время, когда среди физических упражнений большое место занимают спортивные упражнения и спортивные игры. Программа «Школа мяча», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет детям успешно овладеть действиями с мячом. Занятия научат их таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки, а также действиям с мячом: передача мяча разными способами, ведение и бросок мяча, позволяют детям удовлетворить свои двигательные потребности, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию физических качеств, что не маловажно при подготовке детей к школе. Спортивные игры активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение планировать свои действия и доводить их до желаемого результата. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению иобучению детей элементам игры в баскетбол с учетом их возрастных особенностей. Цель занятий: способствовать совершенствованию двигательной реакции дошкольников, точности воспроизведения движений во времени и пространстве, воспитывать нравственно-волевые качества: выдержку, быстроту принятия решения, умение действовать в команде. Задачи курса:Обучающие • Знакомить детей с техникой игры в баскетбол.
  • Научить перемещаться по площадке боком с ходьбой, прыжками, поворотами.
  • • Научить правильно держать мяч, встречать мяч руками, следить за его полетом;• Закреплять умение отбивать мяч одной рукой.• Формировать умения схватить, удержать, бросить предмет, приучать рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к взаимодействиям игроков между собой.• Развивать ориентировку в пространстве, прививать настойчивость в достижении цели;Воспитательные:• Воспитывать интерес к спортивной игре баскетбол. • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Воспитывать чувство коллективизма. Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:• Обеспечение оборудованной площадки. • Планирование занятий от простого к сложному. • Развитие положительной эмоциональной сферы Направления программы физическое развитиеОтличительная особенность данной дополнительной программы: тесное переплетение нескольких областей. На занятиях кроме техники овладения элементами игры в баскетбол, дети углубляют свои познания в математике, развитии речи и др. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).Предполагаемые результаты:Требования к уровню подготовки воспитанников. У детей старшего дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель у детей старшего дошкольного возраста становится правильнее, свободнее, все движения достигаются определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами. Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и правила ее. Во время игры он должен уметь определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом. В 5-7 . лет дети могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели. Игра в баскетбол - командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола - ловля, передача, ведение и броски в корзину. Они выполняются разными способами в зависимости от умения детей, их физической подготовленности и ситуации в игре. Важнейшим требованием к уровню подготовки воспитанников является принцип отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей дошкольного возраста. Выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной игры с мячом, которые доступны детям старшего дошкольного возраста, " соответствуют его физическому развитию и дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимых для их усвоения напряжения сил развития занимающихся.Учебно - тематическое планирование кружка «Школа мяча» I квартал (сентябрь. октябрь. ноябрь) Упражнения и игры с передачей мяча. Первоначальное обучение:
  • Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
  • Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.
  • Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.
  • Передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его.
  • Игры «10 передач», «Мяч водящему» Углубленное разучивание:
  • передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево)
  • Передача мяча в тройках, пятерках.
  • передача мяча в колоннах с переходом в конец своей колонны, а затем противоположной колонны
  • Игры «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу». Совершенствование:
  • Передача мяча парами при противодействии защитника.
  • Игры «Поймай мяч», Займи свободный кружок» II квартал (декабрь, январь, февраль) Упражнения и игры с ведением мяча Первоначальное обучение: 1 .Ведение мяча на месте. 2.Ведение мяча вокруг себя 3. Ведение мяча, продвигаясь вперед шагом. Игры: «Мотоциклисты», «Скажи, какой цвет». Углубленное разучивание: 1. Ведение мяча с изменением аправления движения -скорости передвижения -высоты отскока мяча
  • Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него.
  • Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
  • Совершенствование: Игры: «Вызовы по номерам», «ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафета с ведением мяча» III квартал (март, апрель, май) Упражнения и игры с бросками мяча в корзину Первоначальное обучение: 1. Бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом. 2. Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку. 3. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Игры «пять бросков», «Чья команда больше». Углубленное разучивание:
  • Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки).
  • Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.
  • Совершенствование: Игры «бросание мяча в парах», «Метко» в корзину» Сочетание действий: - ловли - бросков мяча, - ведения - бросков мяча, - ловли - ведения мяча, - ведения - передачи. Игры «Мяч ловцу», «Мяч капитану»; игра в баскетбол по облегченным правилам. Итого: 34Примерный план занятий Сентябрь Занятие 1-2 (1-2 неделя) Задачи. Формировать умение действовать с мячом, реагировать на сигнал Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, кегли. Содержание и методика проведения. 1 часть. (5 мин.) Игра «Играй, играй, мяч не теряй»Напомнить детям, как правильно держать мяч, как стоять. Учить принимать правильную стойку баскетболиста. Игра повторяется только после свистка. Ошибки исправляются индивидуально. II часть. ( 10-12 мин.) Перебрасывать мячи можно любым способом. Показ детям отвлекающих действий при передаче - прием ложной передачи. III часть. (5-6 мин). Игра «Сбей кеглю». Учить сбивать кеглю любым способом. Учить детей искать рациональные способы бросания мяча. Занятия 3 - 4 (3-4 неделя) Задачи. Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед. Совершенствовать навыки ловли - передачи мяча. Упражнять в умении быстро реагировать на сигналы. Пособия. Резиновые мячи и обручи по количеству детей, свисток, 2-3 флажка разного цвета. Содержание и методика проведения. 1 часть. (5-6мин) 1) Ведение мяча на месте, не глядя на него. Дети выполняют задания, построившись полукругом. Воспитатель показывает флажки разного цвета, дети должны, не останавливаясь, посмотреть и сказать, какого цвета флажок показывает воспитатель (3-4 раза повторить правой и левой рукой) 2- 3 мин. 2) Ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь произвольно по площадке. Детям разрешается смотреть на мяч. Напомнить, что вести мяч надо впереди - сбоку, толкая вниз, не наклоняясь слишком вперед 2-3 мин. II часть. (8-1 О мин) Подвижная игра «Займи свободный кружок». Учить детей играть в бодром темпе, передавать мяч разными способами: двумя руками от груди на близкое расстояние, одной рукой от плеча - бросая дальше. III часть. (3-5 мин) Игра «Съедобный - не съедобный. Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч вразнобой. Дети должны поймать мяч и назвать овощ или фрукт. Октябрь Занятие 5 -6 (1-2 неделя) Задачи. Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед, развивать ловкость и координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Пособия. Мячи по количеству детей, зеленый и красный флажки, свисток. Содержание и методика проведения. I часть. (2-4мин)1) Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту его отскока (1- 2мин) 2) Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по площадке (1,5-2 мин). Следить, чтобы дети не слишком наклонялись к мячу, не били расслабленной ладонью по нему. II часть. (5-6 мин) 1) подвижная игра «Мотоциклисты» роль ведущего выполняет ребенок. Движение по улице проходит в одном направлении. После 2-3 мин игры дети ведут мяч другой рукой. (2-Змин) 2) Игра «Поймай мяч» Следить, чтобы дети принимали правильную стойку, Применяли различные способы действия с мячом.(6-8мин) III часть. (3-5 мин) Малоподвижная игра «Будь внимателен» Занятие 7-8 (3-4 неделя) Задачи. Закреплять умение детей вести мяч по прямой, упражнять в ловле - передаче мяча. Способствовать развитию координации движений, ловкости. Пособия. Мячи по количеству детей, красный и зеленый флажки, свисток. Содержание и методика проведения. I часть. (5-6 мин) Игра «Играй, играй, мяч не теряй» во время игры выполнение разнообразных движений с мячом. После свистка - принять правильную стойку баскетболиста. Исправлять ошибки. II часть. (8-10 мин) 1) Ведение мяча правой, левой рукой, продвигаясь бегом после свистка - смена руки. 2) Ведение мяча попеременно правой и левой рукой (2-3 шага одной рукой, 2-3 шага другой рукой). Следить за правильной осанкой, не слишком наклоняться вперед. 3) Подвижная игра «Мотоциклисты» (7-8 мин) ведение мяча в одну сторону правой рукой, в противоположную - левой. Учить видеть площадку. III часть. (2- 3 мин) Игра «Мяч водящему». Соревнования проводятся на точность действия с мячом (3-4 раза) Ноябрь Занятие 9-10 (1-2 неделя) , Задачи. Формировать ловкость действия с мячом, совершенствовать ведения мяча в беге. Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия и глазомера. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, 1 корзина. Содержание и методика проведения 1 часть. (2-3 мин) 1) Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой. 2) Ведение мяча по кругу друг за другом правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке. II часть. (8-10 мин) Подвижная игра «Займи свободный круг». Повторение техники передачи мяча различными способами. Разучивание отвлекающих действий с мячом, поощрение детей, если они применяют такие действия в упражнениях. III часть. (10мин) Броски мяча в корзину с места. Организуются 2 команды. Дети становится друг за другом в колонну против корзины на расстоянии 1,5 - 2м. Они по очереди бросают мяч в корзину, ловят, а сами становятся 13 конец колонны. Разучивание с детьми техники броска мяча двумя руками от груди. Не опускать голову при броске, смотреть в передний край кольца. Занятие 11-12. (3-4 неделя) Задачи. Учить детей вести мяч правой и левой рукой, меняя направление передвижения. Способствовать развитию ориентировки в пространстве, ловкости. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, 12 кеглей, красный и зеленый флажки. Содержание и методика проведения. 1 часть (3-4мин) 1) Удары мячом о пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший мяч. Упражнение выполняется одной и другой ногой. Мяч бросать о пол не сильно, чтобы он не отскакивал высоко (8-1 О раз). 2) Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того, как он ударится о пол ( 6-8 раз). II часть (10-12 мин). 1) ведение и передача мяча друг другу. Дети стоят в колоннах, напротив друг друга, на расстоянии 2-Зм. Один ребенок ведет мяч 2-3 шага вперед, передает мяч партнеру, тот выполняет 2-3 шага и передает мяч назад. Задание все дети выполняют сначала поочередно, потом все одновременно. 2) Подвижная игра «Мяч ловцу». Показать детям стойку защитника. Поощрять игроков на поле применять разные действия с мячом: ведение. Передачу мяча, ложные действия. В игре участвует и воспитатель. III часть (5-6 мин). Свободная игра с мячом на площадке. Индивидуальная работа с детьми. Обрабатывание различных техник владения мячом. Декабрь Занятие 13-14 (1-2 неделя) Задачи. Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в корзину, учить детей применять разные сочетания действий с мячом в игре. Воспитывать смелость и решительность. Пособия. 5-6 мячей, свисток. Содержание и методика проведения. I часть (5-6 мин). 1) Ведение мяча с изменением направления движения. На площадке выставляются кегли. Дети свободно передвигаются по площадке, обводя кегли то правой, то левой рукой. 2) Игра «Скажи, какой цвет». Все дети с мячами свободно водят мяч по площадке. У водящего 3 флажка разного цвета. Водящий двигается по всему залу, около кого он останавливается, поднимает флажок, ребенок должен назвать цвет флажка, не останавливая движения и не прекращая вести мяч. (водящий должен остановиться у каждого ребенка). II часть (10-12 мин). Подвижная игра «Займи свободный кружок». Игра проводится с двумя мячами. III часть (5-6 мин). Катание мяча в цель. Дети делятся на 4 команды, против каждой из них на расстоянии 3-4 м выставляется 5 кеглей. Дети по очереди катают мяч, стараясь сбить им кегли. Выигрывает команда, быстрее всех сбившая все кегли. Занятие 15-16 (3-4 неделя) Задачи. Учить детей передавать мяч в движении, упражнять в ведении мяча; способствовать воспитанию выдержки, смелости, развитию глазомера. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, сетка. Содержание и методика про ведения. I часть (5-6 мин). 1) Бросание мяча через сетку одной рукой от плеча. Выполняют задания одновременно 5-8 детей по 3-4 раза, соревнуясь, кто дальше бросит мяч. Бросать только по указанию педагога. 2) Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами. Можно указать ориентир (линию, шнур), от которого дети начинают предавать мячи и заканчивают. Обратно возвращаются свободно. Повторить 4-5 раз. II часть (10-12 мин). Подвижная игра «Ведение мяча парами». Вначале роль водящего выполняет ребенок, лучше других владеющий мячом. III часть (5-6 мин). Передача и ловля мяча. Дети стоят полукругом, воспитатель, называет имя ребенка, быстро бросает ему мяч(2-3 раза, не по очереди). Ребенок должен также быстро бросить мяч воспитателю. Январь Занятие 17-18 (1-2 неделя) Задачи. Учить детей сочетать передачу и ведение мяча, способствовать развитию координации движений. Воспитывать умение помогать друг другу. Пособия. Мячи по количеству детей. Содержание и методика проведения. 1 часть (5-6 мин) 1) Удары мяча о пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший мяч от площадки мяч. Упражнение выполняется для правой и левой ноги поочередно. Мяч бросать о пол легко, чтобы он отскакивал невысоко (8-1 О раз). 2) Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловить его после отскока о землю (6-8 раз). II часть (10-12 мин). 1) Ведение и передача мяча друг другу. Дети стоят парами на расстоянии 2-Зм друг от друга. Один ребенок ведет мяч 2-3 шага вперед, передает мяч партнеру, тот выполняет то же самое. Задание все дети выполняют одновременно. 2) Подвижная игра «Мяч ловцу». Показать детям стойку защитника. Поощрять детей, а поле, которые применяют разные действия с мячом: ведение, передачу мяча, ложные действия. В игре участвует воспитатель. III часть ((4-5 мин). Свободная игра с мячом на площадке. Индивидуальная работа с детьми по отработке техники владения мячом, которые не усвоили учебный материал. Занятие 19-20 (3-4 неделя) Задачи. Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в корзину, учить детей применять разные сочетания действий с мячом в игре. Воспитывать смелость и решительность. Пособия. 5-6 мячей, свисток. Содержание и методика проведения. I часть (4-5 мин). Игра «За мячом» Передавать мяч в бодром темпе, сопровождать его взглядом и руками. Бросать мяч только партнеру. II часть (10-12 мин). Подвижная игра «Мяч ловцу». Напомнить действия защитника и игроков в поле, показать в игре действия игроков, которые должны перехватить мяч у другого ребенка, не дать передать пас. Роли игроков меняются. III часть (5-6 мин). Эстафета бросков мяча в корзину. Дети делятся на несколько команд, по числу корзин на площадке. По сигналу воспитателя первые ведут мячи к корзине, останавливаются и бросают мячи двумя руками от груди, ловят и передают следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий. Февраль Занятие 21-22 (1-2 неделя) Задачи. Закреплять навыки передачи, ловли и ведения мяча, упражнять детей в разных действиях. Способствовать развитию координации движений и ловкости, учить дружно играть. Быстро реагировать на зрительные сигналы, Пособия. Мячи, свисток, трое ворот. Содержание и методика проведения. 1 часть (4-5мин). Игра «Успей поймать». Дети передают мяч удобным способом, применяют ложные действия. Отработка ведения мяча на месте, поворачиваясь вокруг себя или двигаясь по маленькому кругу, выбирают момент для передачи мяча (можно дать сигнал свистком). Следить за техникой, за расстоянием для передачи мяча. Отрабатывать быстрый прием мяча. II часть (10-12 мин). Игра «Ловишки с мячом». Перед началом ловли, ловец поднимает мяч вверх, чтобы все знали, кто водящий. Учит видеть и слышать сигнал воспитателя, предавать мяч. Действовать правой и левой рукой поочередно. III часть (5-6 мин). Прокатывание мяча через ворота. Дети делятся на 3 команды. Против каждой команды на расстоянии 2-Зм выстраиваются ворота. Дети по очереди катают мячи в ворота, стараясь попасть в них. Выигрывает команда, которая точнее выполнила задание. Занятие 23-24 (3-4 неделя) Задачи. Совершенствовать передачу и ловлю мяча, учит бросать мяч в корзину. Развивать глазомер, ловкость и координацию движений. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, 5-6 кеглей. Содержание и методика проведения 1 часть (5-6 мин). 1) Бросание мяча обеими руками из-за головы вдаль и ловля его. Повторить 3-4 раза. 2) Перебрасывание мяча в разных направлениях. Дети образуют несколько кругов. Они перебрасывают мяч друг другу разными способами, а водящий в кругу старается поймать мяч. От кого мяч попал к ведущему, становится в центр круга и игра повторяется. II часть (10-12 мин). Ведение мяча правой и левой рукой и броски в корзину. Дети стоят в 2 колонны, ведут мяч 10-12м, бросают двумя руками от груди, подбирают мяч, ведут назад и отдают мяч следующему. Следить за правильным исходным положением для броска, сопровождать мяч руками во время броска, следить за полетом мяча. III часть (3 мин). Игра «Сбей кеглю». Играющие становятся набольшими группами в шеренгу за линию, в 3-5м от которой находятся кегли по количеству детей. Каждый играющий имеет право катать два мяча. Тот, кто не попал в кеглю первым мячом, прокатывает второй. Затем играющие бегут за мячами, поднимают сбитые кегли, возвращаются, предают мячи следующим детям. Март Занятие 25-26 (1- 2 неделя) Задачи. Совершенствовать навыки бросания и ловли мяча. Учить защитным действиям, развивать внимание и ориентировку в пространстве. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, две корзины. Содержание и методика проведения. 1 часть (3-4 мин). 1) Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой- правой или левой. При броске смотреть на мяч, не бросать очень высоко (4-6 раз).
  • Удары мячом о землю и ловля его одной рукой. Повторить 8-1 О раз.
  • Бросание мяча в даль одной рукой от плеча и ловля его. Дети делятся на две подгруппы, одни бросают мяч, другие ловят его, потом меняются ролями. II часть (12-14 мин). 1) Эстафета с ведением мяча. Дети делятся на команды по 5-6 игроков и становятся по диагонали. Вокруг команды чертится круг. Воспитатель указывает направление передвижения, игроки рассчитываются по очереди. Воспитатель называет номера (не по очереди), дети соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
  • 2) Ведение мяча и защитные действия. Дети распределяются попарно, один с мячом - нападающий, другой без мяча - защитник. Нападающий ведет мяч к корзине, стараясь бросить мяч в нее, а защитник противодействует этому. Воспитатель объясняет и показывает стойку и передвижение защитника, а также показывает работу в паре с ребенком. III часть (3-4 мин). Упражнения с мячом по кругу. Дети стоят в кругу, один - в центре круга. Он бросает мяч всем по очереди в быстром темпе, приговаривая: «лови, бросай, упасть не давай!», сопровождая каждое слово броском мяча. Затем водящий меняется. Вначале роль ведущего рекомендуется выполнять воспитателю. Занятие 27-28 (3 -4 неделя) Задачи. Учить детей умению координировать действия с мячом между собой, размещаться по всей площадке, выйти на свободное место для получения мяча. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, 1 кегля. Содержание и методика про ведения. 1 часть (4-6 мин). 1) Дети строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2м. Игроки одной шеренги с мячами. Обе шеренги двигаются до кегли приставным шагом в сторону, передавая мяч стоящему напротив партнеру. Когда пара детей доходит до ориентира, она становится в конце шеренги. Задание выполняется в правую и левую сторону. 2) Задание тоже, но включат ведение мяча, сперва ребенок ведет мяч 2-3 шага вперед, затем перебрасывает его стоящему напротив партнеру. Тот повторяет то же самое. Можно указать ориентир, от которого дети начинают упражнение и заканчивают, или подать сигнал свистком. Упражнение повторяется 3-4 раза. II часть (10-12 мин). Игра «Мяч капитану». В игре мяч можно вести, передавать товарищу по игре. Не разрешается делать более 3 шагов с мячом в руках. Учить детей размещаться по всей площадке, не толкаться, учить выходить на свободное место для получения мяча. III часть (3-5 мин). Малоподвижная игра «Гонка мячей по кругу». Играющие образуют широкий круг. Двое детей, стоящих напротив в кругу, имеют мячи разного цвета. После сигнала воспитателя они передают мяч по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал второй. Игра повторяется 2-3 раза. Апрель Занятие 29-30 (1-2 неделя) Задачи. Упражнять детей в разных действиях с мячом, формировать умения применять их в разных ситуациях, познакомить детей с игрой в баскетбол. Развивать двигательную реакцию и ориентировку в пространстве. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток. Содержание и методика проведения. I часть (3-5 мин). 1) Ведение мяча на месте, попеременно правой и левой рукой.
  • Ведение мяча шагом, затем бегом, свободно передвигаясь по площадке.
  • Броски мяча в корзину с места двумя руками от груди. Бросать мяч с разных точек и разного расстояния.
  • II часть (15 ми). Учебная игра в баскетбол Дети распределяются в команды по 5 человек. Команды играют по очереди (3 мин). Воспитатель объясняет основные правила игры всем детям. Играть можно шагом. Самое главное, чтобы дети применяли все усвоенные приемы игры с мячом. По ходу игры педагог объясняет детям действия и выявляет ошибки. III часть (3-4 мин). Повтор малоподвижной игры «Гонка мяча по кругу». Занятие 31-32 (3-4 неделя) Задачи. Приучать детей и творчески применять действия с мячом, выбирать более соответствующие способы их выполнения. Познакомить с правилами игры в баскетбол. Пособия. Мячи большие (d - 18-20см) и маленькие (d - б-8см) Содержание и методика проведения. I часть (3-5 мин). 1) Эстафета с ведением мяча. Дети делятся на 3-4 команды и за линией старта выстраиваются в колонну. У первых игроков каждой команды в руках по мячу. Против каждой команды выстраиваются кегли. Дети обводят кегли мячом правой и левой рукой. Ребенок всегда должен вести мяч дальней от препятствия рукой. Когда игрок возвращается, он передает мяч ударом о землю товарищу по команде. Тот ловит мяч и т выполняет то же самое. II часть (12-14 мин). Игра в баскетбол. Дети делятся на несколько команд по 3 человека. Две команды играют 3 мин стальные наблюдают игру. Потом играют другие команды. В игре может участвовать и воспитатель. Он советует игрокам обеих команд, как поступить в той или иной ситуации. Броски мяча в корзину выполняют только дети. III часть (4-5 мин). Игра «Попади в мяч». Играющие образуют широкий круг. В середине на табуретке лежит большой волейбольный мяч, у каждого из игроков по маленькому мячу. По указанию воспитателя ребенок выполняет бросок, стараясь сбить волейбольный мяч. Попавший в мяч имеет право на повторный бросок.Май Занятие 33-34 (1-2 неделя) Задачи. Формировать навыки точного выполнения правил игры в баскетбол и ориентирования на площадке. Приучать детей помогать друг другу в игре. Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, флажок. Содержание и методика проведения. I часть (3-4 мин). 1) Дети делятся по парам, один ребенок в паре имеет мяч. По сигналу ведут мяч вперед, все время, глядя на воспитателя. После зрительного сигнала останавливаются и передают мячи партнерам, которые продолжают задание. Воспитатель подает разные зрительные сигналы: вести мяч одной рукой, другой, остановится, быстрее передвигаться и т.д. II часть (12-15 мин). Игра в баскетбол. Дети делятся на несколько команд по 3 человека, один из них капитан. Воспитатель знакомит детей с ролью капитана, напоминает, что нельзя бежать с мячом в руках, толкаться. Мяч следует передавать тому, кто находится в более удобном положении. Необходимо приучать детей вести коллективную игру, подчинять желание бросить мяч в корзину интересам команды. III часть (3-5 мин). Малоподвижная игра «Гонка мяча по кругу». Занятие 35-36 (3-4 неделя) Задачи. Формировать навыки самостоятельно и коллективно играть с мячом, видеть площадку, помогать друг другу в достижении общей цели игры. Пособия. Мячи, свисток. Содержание и методика проведения. I часть (3-4 мин). 1) Перебрасывание мяча друг другу на расстоянии до 3-4 м .2) Игра «Поймай мяч» II часть (12-15 мин). Игра в баскетбол. Дети делятся на команды по 5 человек. Необходимо стремится, чтобы игра понравилась, строго следить за самочувствием детей, не давать играть дольше 5 мин без отдыха. Можно заменять детей во время игры. Учить правилам игры и требовать придерживаться их. Следует поручать им выполнять роль судьи, самостоятельно организовывать команды и проводить игру. III часть (2-3 мин). Малоподвижная игра «Мяч передай соседу». Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий за кругом. Играющие передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задача водящего - дотронуться до мяча. Если водящий дотронется до мяча, то игрок, у которого был мяч, становится водящим. Литература1.  Адашкявичене Э. Й. « для дошкольников». М.: Просвещение, 1983.2.  Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой».                М.: Педагогика, 1975.3.  Зельдович Т. А.; Кераминас С. А.  «Подготовка юных баскетболистов». М.:Физкультура и спорт, 1964.4.  Кенеман А. В.; Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1980.5.   Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М.: Просвещение, 1978.6.   Осокина Т. И.; Тимофеева  Е. А.; Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе».                  М.: Просвещение, 1978.7.  Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М.: Просвещение, 1988.8.  «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятием в школе». Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 1980.