Экологическое воспитание в начальной школе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание в начальной школе.
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна
Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Публикация на тему :"Экологическое воспитание в начальной школе" Экологическое воспитание являет собой важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание и бережное отношение к окружающему миру природы. Экологическое воспитание в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес. Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира. Одной из развивающих педагогических технологий по экологическому воспитанию младших школьников является проектная деятельность . Проектной деятельности присущи два признака, позволяющих рассматривать ее в качестве технологии дополнительного образования:- гибкий подход в определении временных и деятельностных условий выполнения проекта учащимися, выбора темы исследования;- необходимость индивидуальных форм работы педагога и учеников: помощь в организации группового и индивидуального взаимодействия учащихся, в конкретизации познавательных, обучающих задач для каждого участника проекта с учетом его возможностей и интересов.Однако, как показывает практика, во многих школах не уделяется достаточного внимания организации экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе с использованием проектной деятельности, что и определило проблему исследования.Цель исследования: выявить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.Предмет исследования: педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе будет эффективен, если учителем будет:- осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся;- использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности);- реализован личностно-ориентированный подход к экологическому воспитанию младших школьников.Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи: изучить теоретические основы экологического воспитания младших школьников, выявить особенности организации экологического воспитания во внеклассной работе в начальной школе, выявить педагогические условия организации эффективности экологического воспитания младших школьников, разработать методические рекомендации для учителей по организации экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.Методы исследования. В работе использовались теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставление, сравнение, классификация данных.Эмпирические методы: подтверждение теоретических положений исследования примерами из практики работы с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования интереса к природе.Практическая значимость. Разработаны методические рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников во внеклассной работе (на примере проектной деятельности) для учителя и родителей с детьми. Современное значение слова экология понятие «экологическое воспитание» имеет более широкое значение, чем впервые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде).Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды (Л.П. Печко) [31, с. 29].Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Ч.Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Э. Геккеля написано в те времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире.)В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции природосообразности, начиная с Я.А. Коменского.Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года.Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество.И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности.В организации воспитания на народные традиции и обычаи [9, с. 21].в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье К.Д. Ушинский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии.Л.Н.Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [20, с. 11].Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, как указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:- интерес к природе;- знания о природе и ее охране;- эстетические и нравственные чувства к природе;- позитивная деятельность в природе;- мотивы, определяющие поступки детей в природе.Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:семья;детские образовательные учреждения;школа;внешкольные воспитательные учреждения;средства массовой информации;самовоспитание .Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значение в эффективности образовательной работе с учащимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и во внеучебное время.Формы и методы организации экологического воспитания также должен отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования младших школьник.Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:- обучение детей правилам ухода (практические методы);- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экол воспитания:- по количеству детей: индивидуальные и групповые;- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др..Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода, листья у растения завяли – не хватает воды или света.Например, одним из широко используемых методов наблюдение. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Для этого педагогу необходимо подробно рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока.Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования Учебный исследовательский проект позволяет:- выделить в работе учащихся цели деятельности;- сформулировать гипотезу о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;- определить процедуру сбора и обработки необходимых данных;- провести анализ полученных результатов;- подготовить соответствующий отчет и провести обсуждение возможного применения полученных результатов.Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет исследовательского, поискового характера работы на каждом этапе деятельности.Работа в проектной группе требует от учащихся четкого планирования действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкого распределения ролей, т.е. определенного объема заданий для каждого участника с учетом его возможностей при условии тесного взаимодействия с остальными участниками группы.Таким образом, методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы как в учебной, так и во внеучебной работе с младшими школьниками. Причем внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса и творческих способностей в свободной исследовательской деятельности.Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.Ведущим принципом внеклассной работы по формированию экологической культуры младших школьников является краеведческий принцип.Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать квартиры дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.Экологическое воспитание младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы .Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически-деятельностного.Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни, где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Естественно, в содержании внеклассной работы должны найти отражение знания, полученные на уроках, о местах обитания живых организмов, о влиянии деятельности человека на жизнь природы.Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию младших школьников позволяет актуализировать учебные знания по следующим направлениям: природное существо и член общества;- человек - многообразие природного и социо-культурного окружения человека;- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;- труд и поведение человека в окружающей среде.Таким образом, внеклассная работа по экологии позволяет использовать большое многообразие форм, методов и средств работы. Одним из важнейших педагогических средств является игра. В игре в наибольшей степени младший школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.Разнообразные виды внеклассной работы по экологическому воспитанию взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.Экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.При правильной организации учебной и внеклассной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе..Итоги проведенного исследования позволили разработать методические рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников во внеклассной работе, а также сделать выводы:- Экологическое воспитание – неотъемлемая часть познавательного и нравственного развития личности ребенка.- Экологическое воспитание - успешно формируется в процессе изучения экологических проблем, а также в ходе реализации проектной деятельности.- Создание у младших школьников мотивации к экологическим исследованиям – ведущая педагогическая задача учителя начальных классов.С помощью этой методики можно развивать:представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.Благодарю за внимание.